You are here

Тифлопедагогика

Карта обследования становления зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 2 до 3 лет) +  

up
Проголосовали 155 пользователей.

№ п/п

 

Возрастные нормативы

 

Исследуемые параметры

 

Выполнение

 

Примечание

 

1

 

2 года

 

Рисует отдельные метки и круговые линии.

 

 

 

 

 

2

 

2 года

 

Строит башню из 8-9 кубиков.

 

 

 

 

 

3

 

2 года 2мес.

 

Находит требуемую картинку в знакомой книге.

 

 

 

 

 

4

 

2 года 2мес.

 

Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?»

 

 

 

 

 

5

 

2 года 4мес.

 

Среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый.

 

 

 

 

 

6

 

2 года.

6 мес.

 

Раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую  одного цвета.

 

 

 

 

 

7

 

2 года 6 мес.

 

Складывает разрезную картинку из двух частей.

 

 

 

 

 

8

 

2 года 8 мес.

 

Раскладывает предметы по величине (большой - маленький) в две разные коробочки.

 

 

 

 

 

9

 

2 года 8мес.

 

Подбирает парные картинки (по цвету, реальным действиям, фотографиям).

 

 

 

 

 

10

 

2 года 9мес.

 

Показывает названные действия на картинках.

 

 

 

 

 

11

 

3 года

 

Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его характерной части.

 

 

 

 

 

12

 

3 года

 

Складывает разрезную картинку из четырех частей.

 

 

 

 

 

13

 

3 года

 

Рисует точки, прямые и закругленные линии.

 

 

 

 

 

14

 

3 года

 

Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке, образце.

 

 

 

 

 

Карта обследования становления зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 1 года до 2 лет) +  

up
Проголосовали 155 пользователей.

№ п/п

 

Возрастные нормативы

 

Исследуемые параметры

 

Выполнение

 

Примечание

 

1

 

1 год

 

Адекватно реагирует на жест взрослого («пока», «нельзя», «дай», «на» в т.п.).

 

 

 

 

 

2

 

1год 2 мес

 

Проявляет интерес к катящимся предметам (мячам, машинам).

 

 

 

 

 

2

 

1 год Змее.

 

Подражает увиденным жестам взрослого.

 

 

 

 

 

3

 

1год

2 мес.

 

Зрительно выделяет большие препятствия и обходит их.

 

 

 

 

 

4

 

1 год 3 мес.

 

Свободно передвигается в плохо освещенной комнате.

 

 

 

 

 

5

 

1 год 3 мес.

 

Проявляет интерес к картинкам в книге.

 

 

 

 

 

6

 

1 год Змее.

 

Наблюдает как взрослый пишет или рисует.

 

 

 

 

 

7

 

1год 4 мес.

 

Узнает себя и близких на фотографиях.

 

 

 

 

 

8

 

1год 4 мес

 

Показывает несколько названных предметов.

 

 

 

 

 

9

 

1 год 5 мес

 

Узнает несколько предметов, изображенных на картинках.

 

 

 

 

 

10

 

1 год 6 мес.

 

Зрительно замечает незначительные препятствия и старается обойти их (ямки, бугорки).

 

 

 

 

 

11

 

1 год 8 мес.

 

Вставляет фигурные блоки в отееретня соответствующей формы.

 

 

 

 

 

12

 

1 год 7 мес

 

Подбирает к реальному объекту картинку с его изображением (тождественную).

 

 

 

 

 

13

 

1 год 9 мес

 

Подбирает к реальному предмету картинку с его изображением не совсем тождественным.

 

 

 

 

 

14

 

1год 9 мес

 

Периодически интересуется телевизором.

 

 

 

 

 

15

 

1 год 10 мес

 

Подбирает к 5-ти реальным предметам картинки с их изображением (не совсем тождественным).

 

 

 

 

 

16

 

1год 11 мес

 

Зрительно узнает свои вещи и одежду.

 

 

 

 

 

Карта обследования становления зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 0 до 1 года) +  

up
Проголосовали 126 пользователей.

№ п/п

 

Возраст

 

Исследуемые параметры

 

Выполнение

 

Примечание

 

1

 

0

 

Зажмуривает глаза на яркий свет.

 

 

 

 

 

2

 

1 мес.

 

Фиксирует взгляд на источнике света, находящемся в его поле зрения в течение 5-10 секунд.

 

 

 

 

 

3

 

1 мес.

 

Поворачивает голову к источнику света (к окну или включенной лампе, фонарику).

 

 

 

 

 

4

 

1 мес.

 

Фиксирует взгляд на лице взрослого в течение 5-10 секунд.

 

 

 

 

 

5

 

1 мес.

 

Фиксирует взгляд на предмете диаметром 5-10 см в течение 5-10 секунд.

 

 

 

 

 

6

 

1,5 мес

 

Оживляется, улыбается, когда видит лицо матери.

 

 

 

 

 

7

 

2 мес.

 

Переводит взгляд на объект, появившийся в поле зрения: сбоку, сверху, снизу без устойчивой фиксации на нем.

 

 

 

 

 

8

 

1,5-2 мес.

 

Переводит взгляд с одного объекта на другой без

устойчивой фиксации.

 

 

 

 

 

9

 

2,5-3 мес.

 

Рассматривает свои руки и играет с ними.

 

 

 

 

 

10

 

2.5-3 мес.

 

В течение 1-2 минут устойчиво фиксирует взгляд на предмете появившемся в его поле зрения

 

 

 

 

 

11

 

3 мес.

 

Устойчиво п рослеживает движущиеся горизонтально и вертикально объекты.

 

 

 

 

 

12

 

3-4 мес.

 

Поворачивает голову за движущимся объектом, который выходит из поля его зрения-

 

 

 

 

 

13

 

3-4 мес.

 

Поворачивает голову к источнику звука и зрительно находит его.

 

 

 

 

 

14

 

3-4 мес.

 

Предвосхищает событие при восприятий зрительных стимулов (например, сосание при виде бутылочки или груди матери).

 

 

 

1

 

15

 

4 мес.

 

Протягивает руку к предметам.

 

 

 

 

 

16

 

4 мес.

 

Рассматривает предмет, который держит в руке.

 

 

 

 

 

17

 

4-5 мес.

 

Отличает «своих» от «чужих» по внешнему виду (на расстоянии 50 см).

 

 

 

 

 

18

 

4 мес.

 

Зажмуривается при близком приближении предмета (защитная реакция).

 

 

 

 

 

19

 

5 мес-

 

Смотрит на свое отражение в зеркале.

 

 

 

 

 

20

 

6 мес.

 

Изменяет выражение лица в зависимости от выражения лица взрослого.

 

 

 

 

 

Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения +  

up
Проголосовали 152 пользователя.

Из опыта работы З.Н.Тюбекиной, ДОУ №12 для детей с нарушением зрения, г. Королев

Приводится содержание коррекцнонных занятий, упражнений, заданий по развитию осязания и моторики рук у детей с нарушениями зрения на основе диагностического обследования.

Дети с глазной патологией испытывают трудности с письмом: быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется рабочая строка.

Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы класса. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия вызывают у них напряжение, состояние тревоги.

Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: развитие ручной умелости через выполнение предметно-практических действий, изготовление поделок, в процессе чего развиваются такие качества, как глазомер, аккуратность, внимание и т.д. Идет развитие пространственной ориентировки, в частности, сначала на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее — развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений.

Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование.

Программа психолого-педагогического обследования уровня развития зрительного восприятия 1  

up
Проголосовали 162 пользователя.

 

ФИО_________________________________________________________________________

п/п

Исследуемые параметры

 

Выполнение

1

 

Соотносит предметы по цвету.

 

2

 

Узнает и называет цвета: 

красный;

синий; 

желтый;

зеленый; 

оранжевый; 

фиолетовый; 

белый; 

черный; 

голубой; 

коричневый.

 

 

3

 

Соотносит заданный цвет с цветностью предметов окружающего пространства и на изображениях.

 

4

 

Выстраивает ряд по светлоте: 

- из 3-х оттенков; 

из 5-б-ти оттенков;

из 7-8-ми оттенков.

 

5

 

Показывает и называет предметы, цвет которых является постоянным признаком.

 

6

 

Соотносит предметы по величине.

 

7

 

Зрительно узнает и называет формы: 

квадрат; 

треугольник; 

круг;

прямоугольник; 

овал; 

трапеция;

ромб.

 

8

 

Различает овал и круг, квадрат и прямоугольник, прямоугольник и трапецию, ромб и прямоугольник и пр.

 

9

 

Находит фигуру или объемное тело на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

 

10

 

Зрительно находит фигуру или объемное тело по осязательно воспринимаемому образцу.

 

11

 

Устанавливает сходства предметов с геометрическими фигурами.

 

12

 

Соотносит объемные тела и геометрические фигуры (куб - квадрат, шар - круг и т.д.).

 

16

 

Соотносит геометрические фигуры с формой изображенных предметов.

 

17

 

Создает предметы сложной формы из нескольких простых:

по образцу; 

по мнемическому образцу; 

по словесной инструкции.

 

Содержание коррекционной работы в области развития зрительного восприятия 1  

up
Проголосовали 223 пользователя.

 

Этапы работы

Направления

Умения

развитие   цветового

восприятия

дифференцирование

цветов и их оттенков

идентифицировать     (показывать    называемые) основные

цвета и их оттенки;

 

 

  копировать последовательность цветового ряда;

 

 

ранжировать цвета по цветовому тону;

 

 

  классифицировать цвета и их оттенки, предметы по цвету;

развитие

развитие способности

узнавать       предметы       на       стилизованных

предметного

узнавать изображения

- изображениях:

восприятия

с разным количеством

- контурных;

 

информативных

- силуэтных; ,

 

признаков

- штриховых, пунктирных;

 

 

узнавать зашумленные изображения;

 

 

различать наложенные изображения;

 

 

узнавать изображения с неполным силуэтом, с

 

 

недостающими признаками;

 

 

узнавать    пространственно    деформированные

изображения;

 

развитие зрительного

анализа и синтеза

планомерно     выделять     систему     признаков

объекта наблюдения;

 

 

второстепенные признаки объекта наблюдения;

 

 

  узнавать объекты по характерным существенным

признакам;

 

 

выделять   в   предметах   и   их   изображениях

 

 

сходные детали, признаки и группировать их на этой основе;

 

образов-

ассоциирующиеся            с            предложенным

 

представлений

изображением   предмета   или   геометрической формы

 

 

предмета;

 

 

  дорисовывать         отличительные         признаки

 

 

предмета;

 

 

  рисовать предмет по слову-наименованию;

развитие

развитие        лицевого

узнавать      знакомые      лица      на     рисунках,

восприятия

гнозиса

фотографиях;

сюжетных

 

  идентифицировать       незнакомые      лица      на

изображений

 

рисунках, фотографиях;

 

 

  определять           эмоциональное           состояние

 

 

персонажей на сюжетной картинке;

Памятка начинающему тифлопедагогу. +  

up
Проголосовали 163 пользователя.

Памятка начинающему тифлопедагогу.

Гимнастика для глаз . упражнения для снятия зрительного напряжения +  

up
Проголосовали 162 пользователя.

Гимнастика для глаз . Упражнения для снятия зрительного напряжения

Карта обследования становления зрительных функций +  

up
Проголосовали 143 пользователя.

Карта обследования становления зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 1 года до 2 лет)

Карта обследования становления зрительных функций +  

up
Проголосовали 147 пользователей.

Карта обследования становления зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 0 до 1 года)

Страницы

Vulnerability Scanner