Тема: «Гласный звук [а]. Буквы А, а»

0

Цели: дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква», учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с буквами А, а. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить общению в коллективе.

Оборудование: картинка (аист с буквой), алфавит, тетради для печатания, простые карандаши.

Ход урока

I.Понятие о речи устной и письменной.

Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.

Какие звуки вы поете? [а, о, у, ы, и, э].

Те звуки, которые вы поете, называются гласными. Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.

II,Знакомство со звуком (а], буквами А, а.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

– [А-а-а].

1. Выделение звука [а] из слова астра (картинка) 

Что вы видите? (Цветок астра.) 

Какой звук слышится в начале слова? 

Есть ли еще в слове такой звук?

 Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка при произнесении этого звука. Воздух проходит свободно. Звук гласный).

Игра «Узнайте звук».

Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [а]. 

Назовите его место в слове (в начале, в середине, в конце). 

Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.

4.Знакомство с буквами А, а (картинка с изображением аиста).
Гласный звук можно записывать буквой, которая так и называется: гласная буква а. (Звук слышим, произносим, а букву пишем и видим.)

5. Игра «На что похожа буква А?»:

а)Ответы детей.

б)Чтение учителем стихов.

Вот два столба наискосок, 

А между ними — поясок. 

Ты эту букву знаешь? А? 

Перед тобою буква А!

С МаршакЕ. Тарлапан

Буква А, буква А – А — начало алфавита.

Алфавита голова. Тем она и знаменита.

Знает Вова, знает Света, А узнать ее легко:

А похожа на ракету.Ноги ставит широко.

В. Степанов А. Шибаев

Ш. Печатание букв А, а.

IV. Игра «Доскажи словечко».

Он большой, как мяч футбольный, 

Если спелый – все довольны, 

Так приятен он на вкус, 

И зовут его… (арбуз).

Всех на свете он добрей, 

Лечит он больных зверей, 

И однажды бегемота 

Вытащил он из болота. 

Он известен, знаменит, 

Это доктор… (Айболит).

 

Буквы-значки, как бойцы на парад, 

В строгом порядке построены в ряд. 

Каждый в условленном месте стоит, 

И называется все… (алфавит). 

 

V. Физкультминутка.

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:

Аист

– Аист, аист длинноногий,Снова- левою ногой.

Покажи домой дорогу.После — правою ногой.

– Топай правою ногой,После — левою ногой.

Снова –  правою ногой,Вот тогда придешь домой.

VI.Штриховка

Шаблон «Апельсин». Правило штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами), штриховать простым карандашом.

VII.Игра «Кто внимательный?».

Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?».

ПОЧЕМУ Я ПЕРВАЯ?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили; почему это А самая первая буква алфавита?

– Долой самозванку А! –  кричали гласные буквы. –  Да здравствует «Абракадабра» (т. е. неразбериха).

– Что же это делается, а? –  шипели шипящие. –  Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.

– Все правильно, – молча думали согласные буквы, – ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

– Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!

– А потому, –  сказала молчавшая до сих пор А, – что самое первое слово малыша начинается на А.

– Это какое же такое слово? – не унималась Я.

– Агу, – сказала А, – и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

– Так! – сказал твердый знак.

(Ответы – слова со звуком [а]).

VIII.Словарная работа «Автомобиль», Г. Юдин.

АВТОМОБИЛЬ

Самый первый автомобиль вместо бензина заправлялся… дровами. Водителя называли шофером, что означает «истопник» или «кочегар». Ездил такой автомобиль медленно и возил только по одному пассажиру.

Потом на автомобилях установили бензиновые моторы. Они стали ездить намного быстрее и перевозить по нескольку человек.

Теперь же автомобиль такой мощный, что может проехать по любой дороге и перевезти даже слона!

Сейчас прошел испытание автомобиль на воздушной подушке, а по дорогам многих стран уже бегают автомобили, работающие на электричестве. Они не отравляют воздух ядовитыми газами.

IX.Итог. Что нового узнали на занятии?

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.