Тема: «Гласный звук [а]. Буквы А, а»
Цели: дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква», учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с буквами А, а. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить общению в коллективе.
Оборудование: картинка (аист с буквой), алфавит, тетради для печатания, простые карандаши.
Ход урока
I.Понятие о речи устной и письменной.
Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.
Какие звуки вы поете? [а, о, у, ы, и, э].
Те звуки, которые вы поете, называются гласными. Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.
II,Знакомство со звуком (а], буквами А, а.
Что просит сказать врач, когда осматривает горло?
– [А-а-а].
1. Выделение звука [а] из слова астра (картинка)
Что вы видите? (Цветок астра.)
Какой звук слышится в начале слова?
Есть ли еще в слове такой звук?
Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка при произнесении этого звука. Воздух проходит свободно. Звук гласный).
Игра «Узнайте звук».
Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [а].
Назовите его место в слове (в начале, в середине, в конце).
Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.
4.Знакомство с буквами А, а (картинка с изображением аиста).
Гласный звук можно записывать буквой, которая так и называется: гласная буква а. (Звук слышим, произносим, а букву пишем и видим.)
5. Игра «На что похожа буква А?»:
а)Ответы детей.
б)Чтение учителем стихов.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А!
С МаршакЕ. Тарлапан
Буква А, буква А – А — начало алфавита.
Алфавита голова. Тем она и знаменита.
Знает Вова, знает Света, А узнать ее легко:
А похожа на ракету.Ноги ставит широко.
В. Степанов А. Шибаев
Ш. Печатание букв А, а.
IV. Игра «Доскажи словечко».
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все… (алфавит).
V. Физкультминутка.
Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:
Аист
– Аист, аист длинноногий,Снова- левою ногой.
Покажи домой дорогу.После — правою ногой.
– Топай правою ногой,После — левою ногой.
Снова – правою ногой,Вот тогда придешь домой.
VI.Штриховка
Шаблон «Апельсин». Правило штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами), штриховать простым карандашом.
VII.Игра «Кто внимательный?».
Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?».
ПОЧЕМУ Я ПЕРВАЯ?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили; почему это А самая первая буква алфавита?
– Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра» (т. е. неразбериха).
– Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.
– Все правильно, – молча думали согласные буквы, – ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
– Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!
– А потому, – сказала молчавшая до сих пор А, – что самое первое слово малыша начинается на А.
– Это какое же такое слово? – не унималась Я.
– Агу, – сказала А, – и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
– Так! – сказал твердый знак.
(Ответы – слова со звуком [а]).
VIII.Словарная работа «Автомобиль», Г. Юдин.
АВТОМОБИЛЬ
Самый первый автомобиль вместо бензина заправлялся… дровами. Водителя называли шофером, что означает «истопник» или «кочегар». Ездил такой автомобиль медленно и возил только по одному пассажиру.
Потом на автомобилях установили бензиновые моторы. Они стали ездить намного быстрее и перевозить по нескольку человек.
Теперь же автомобиль такой мощный, что может проехать по любой дороге и перевезти даже слона!
Сейчас прошел испытание автомобиль на воздушной подушке, а по дорогам многих стран уже бегают автомобили, работающие на электричестве. Они не отравляют воздух ядовитыми газами.
IX.Итог. Что нового узнали на занятии?