СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ч], БУКВЫ Ч, ч

0

I. Чтение с доски.

1. Мягкий знак как показатель мягкости.

хорь

окунь

 

хорьки

окуньки

 

конь

пальто

 

коньки

больно

 

2. Разделительный Ь.

 

друзья

шьёт           пьёт

стулья

братья    шьют    льёт    платье

стулья    семья    льют   братья 

НАША СЕМЬЯ

Папа работает на заводе. Он столяр. Он делает столы и стулья. Мама работает на фабрике. Она шьет платья. Я учусь в школе. Мои братья ходят в садик. Наша семья дружная.

II. Работа по теме.

1.Фонетическая зарядка.

Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик.)

Выделение звука [ч’], артикуляция.
Вывод: согласный, глухой, всегда мягкий.

Чистоговорки.

Ча-ча-ча — горит в комнате свеча. 

Чу-чу-чу — молоточком я стучу. 

Оч-оч-оч — наступила ночь.

Заяц волка замещает, 

Всех косых не… (замечает).

4- Доскажи словечко.

У них усы не для красы –

Они показывают время 

И называются… (часы).

5. Запомните слова со звуком [ч], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Кто живет в часах».

КТО ЖИВЕТ В ЧАСАХ

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны — в горах, я чайники — на кухне. Черепахи живут в Песке, червяки — в земле, а чучело — на огороде.

Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок — на чердаке, а в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что а черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот, кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни раскручивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.

 Кто же тогда там тикает? 

Чудеса!

III. Физкультминутка.

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так: 

Тик-так.

(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который-час?
Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивайтесь в такт маятника.) 

Налево — раз, направо — раз, 

Мы тоже можем так: 

Ноги вместе, руки на пояс.

(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, : часики.)

Тик-так, тик-так.

IV. Знакомство с буквой Ч (картинка). 

1. Стихи.

Часовщик, прищурив глаз,   

Чинит часики для нас.

На часок мы зашли к черепашке.
Черепашка подала чайник и чашки,

Поползла потом к соседке за чаем.

Что-то долго мы хозяйку ожидаем.

Чижик-пыжик, 

Где ты был?

«Я в саду чечетку бил. 

Лапки пляшут чисто, четко,

 Получается чечетка!»

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Да, вы правильно решили, 

Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. 

В. Степанов

А часы стоят на месте.

2. На что похожа буква Ч?

Ч с четверкой спутал чижик 

И прочел: «Четыре ижик».

Г. Виеру

3. Место буквы в. алфавите.

V. Чтение с доски и печатание буквы, слогов, слов и предложений.

Звук [ч’] всегда мягкий, но в слоге ча принято писать букву я. В этом случае не надо обозначать мягкость предшествующего согласного, г.к. он всегда мягкий. Аналогично чу.

Ч    ч     ча    часы      стучу 

     чи    чу     часок     кричу

      че   чо     часики  молчу 

Печатать я училась, 

По клавишам стучала, 

И вот что получилось, 

Прочту-ка все сначала:

«Плывет по небу ручка.

Лежит в портфеле тучка. 

У пса большая папа. 

Пришел с работы лапа.

Кипит в кастрюле Маша.

Бежит по саду каша.

Сидят мурлычут мошки.

Слетелись к лампе кошки».

Г. Сатир

Штриховка «Черепаха».

Итог.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.