СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [л, л], БУКВЫ Л, л
I. Повторение.
Чтение слоговой таблицы с буквой Н.
Чтение «Волшебной таблицы» с буквами Р, б.
II. Работа по теме.
1.Выделение звуков [л], [л’] из слов.
Лук (картинка), лиса (картинка).
Какой первый звук в этих словах?
Чем похож? Чем отличается?
2.Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
Вывод: воздух задерживается — согласный, произносится голосом — звонкий, может быть и твердым, и мягким.
3.Назовите игрушки, в названии которых есть звук [л, л’].
Придумайте слова, оканчивающиеся на -ль (соль, моль, даль,
быль, пыль, щель, цель, роль, мель и т. д.).
Определи положение звука в словах: луна, пол, стул, полка, лиса,
балки, Юля, стол, рама, малыши, тополь, лист, класс.
Игра «Кто больше?».
Запомните слова со звуком [л, л’], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Лисенок и лягушонок».
ЛИСЕНОК И ЛЯГУШОНОК
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уж после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
-Зеленее всех зеленок — лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня не получалось.
Ничего! — сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
а)Свободные высказывания детей по содержанию сказки.
б)Назвать слова со звуком [л, л’], которые запомнили.
7. Знакомство с буквами Л, л.
Картинка с изображением льва.
Лев комарика ловил,
Лапой лоб себе разбил.
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег. Быстрей, быстрей!
Вот это лев — краса зверей.
На что похожа буква Л, л?
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
В. Степанов
Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна.
Г. Виеру
Печатание буквы и слогов с ней.Л л ла ло лу лы ли
Физзарядка.
Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут, Белые лебеди,
Прогнулись над водой, Лебеди летели
Качают головой. И на воду сели.
Прямо и гордо умеют держаться, Сели, поседели.
Очень- бесшумно на воду садятся.
Буквой Л расставим ноги, Получается на славу.
Словно в пляске — руки в боки. Молодцы!
Наклонились влево, вправо, Влево – вправо, влево – вправо…
Влево, вправо…
V. Игра «Доскажи словечко».
Хитрая плутовка, На скамейке у ворот
Рыжая головка, Лена горько слезы … (льет).
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?., (лиса) Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук).
Лейся, дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по… (лужам).
VI.Беседа «Как появилась лампочка».
ЛАМПОЧКА
Любой малыш, встав на стул, может щелкнуть выключателем, и в комнате зажжется яркий свет. А давным-давно громадные дворцы освещались обыкновенными факелами. Позже люди заметили, что если обмакнуть в масло кусочек веревки, то она горит очень долго. Так появились масляные светильники. Часто такие светильники падали, масло разливалось, и начинался пожар. Тогда придумали свечку. Пожаров стало меньше, но и света от свечи не много.
На смену свечкам и керосиновым лампам пришел газовый светильник. В нем горел газ, на котором мы сейчас варим обед. Светильники горели ярче, но не безопасней. И наконец, появился самый безопасный, простой и яркий светильник; это — электрическая лампочка.
VII.Штриховка «Лампочка» .
VIII.Итог.