Рекомендации по оформлению игрового уголка для детей с нарушениями зрения

0

Принципы подбора игрушек

В развитии незрячих детей игрушки выполняют еще одну функцию. Обязательное обследование детьми игрушек, действия с ними, например, раздевание и одевание куклы или мишки, способствуют развитию  у больного ребенка мелкой моторики, формированию правильных приемов обязательного обследования, овладению предметными действиями.

Игрушки сюжетно-образного вида знакомя детей с образами людей и животных и с образами предметов, представления о которых дети не могут получить из своей жизненной практики. 

Игрушки, основной функцией которых является развитие у детей сюжетно-ролевых игр, должны отвечать следующим требованиям.

Кукла

Кукла должна быть среднего размера (20-30 см.). Наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы. Толщина материала должна быть достаточна для того, чтобы кукла обладала необходимой упругостью. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что слепым детям свойственно сильнее надавливать на игрушку при действиях с ней, чем зрячим. 

У куклы должны быт выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза у куклы были вставленными, с приклеенными ресницами и чтобы они закрывались. Нос, уши, брови куклы должны быть четкими, удобными для осязания. Голова, руки и ноги обязательно должны быть подвижными. Кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застежка может быть на кнопках или на пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы носки или тапочки. 

Для игры слепого ребенка с куклой необходим комплект игрушек: кроватка с матрацем, одеялом и подушкой; стол и стул, чашка, ложка, тарелка, миска, кастрюля, тазик или ванночка. 

Мягкие игрушки

Мягкие игрушки, изображающие животных, условно можно разделить на три группы: животные, стоящие в естественной позе, животные сидящие и животные в позе куклы. Для игры слепых детей нужны игрушки первой и третьей групп. С помощью игрушек первой группы ребенок получает первое представление о животном и об обращении с ним, например, как кормить собачку, водить ее гулять. С игрушками третьей группы дети играют так же, как с куклами (кормят, укладывают спать).

Мягкие ворсистые игрушки стимулируют осязательную активность слепых детей. Платье игрушечного животного должно легко сниматься и одеваться. Ошейник или бант три первом знакомстве ребенка с игрушкой лучше снять, чтобы он не мешал выделению существенных сигнальных признаков, характерных для данного животного. 

Глаза и нос животного должны быть изготовлены из твердого материала. Обычно их делают из пластмассы. У животного обязательно должен быть рот, сделанный из красной ткани. Рот и нос игрушки не должны быть слишком маленькими, иначе ребенку трудно будет их отыскать. Они должны быть несколько утрированными. Утрированными должны быть и некоторые другие, характерные для определенного животного признаки (уши у зайца, усы у кошки). В то же время усиление существенных признаков животного не должно быть чрезмерным, чтобы у ребенка не создавалось искаженное представление о животном.

Малышам с глубоким нарушением зрения для игры необходимо не только игрушечные животные, выполненные из ткани или искусственного меха. Желательно, чтобы одно и то же животное было представлено несколькими игрушками, сделанными из различных материалов: пластмассы, дерева, резины. Эти игрушки должны подчиняться общим требованиям, предъявляемым к игрушкам для слепых детей: быть реалистично выполненными, приятными для осязания и т.д. 

Автомобиль, поезд, самолет, лодка

Автомобиль, поезд, самолет, лодка должны быть средних размеров (15-20 см.). Важно, чтобы все существенные детали игрушки были реалистично выполнены. Так, в кабине автомобиля должны быть руль и сидения, ее двери должны открываться.

Игрушки следует подбирать с учетом их использования в игре ребенка младшего дошкольного возраста. Например, наличие кузова в автомобиле позволяет возить в нем игрушки. 

Ребенок должен понять назначение каждой транспортной игрушки. Так, например,  ему нужно предоставить возможность попускать лодочку в тазу или в ванне, показать, что в ней также, как и в автомобиле, можно перевозить игрушки. Слепые дети гораздо реже сталкиваются в своей жизненной практике с водным транспортом, поэтому им значительно труднее  дать о нем даже самое общее представление.

Пирамидка

Пирамидка должна состоять из 3-5 колец, лучше одного цвета. Колпачок пирамидки может отличаться по цвету от колец и быть различной формы (шар, конус или даже в виде головы животного). Пирамидка должна хорошо мыться, иметь стойкую окраску, поскольку незрячие дети нередко находят отверстие языком.

Сначала взрослый руками ребенка находит в кольце отверстие, соотносит его со стержнем и нанизывает на стержень кольцо. Постепенно участие взрослого в каждой операции уменьшается и, в итоге, ребенок самостоятельно нанизывает кольца на стержень. Ребенку важен сам процесс нанизывания колец, поэтому он располагает их на стержни в случайном порядке. Чтобы ребенок понял, что он собрал пирамидку неправильно, взрослый проводит пальцами рук ребенка по собранной пирамидке, обращая его внимание на выступы и впадины в ней, обстоятельно сравнивая нанизанные кольца по величине. Только когда ребенок уяснит, что пирамидка собрана неправильно и почему это произошло, можно обучать его правильному способу действия. Для сравнения нужно давать детям по паре колец. В начале кольца должны резко отличаться друг от друга по величине, впоследствии различие между ними могут быть менее заметными. 

Развитию пальцев рук малышей с глубоким нарушением зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на который навинчиваются различные по  форме и цвету элементы.

Матрешки, вкладные шары или кубы

Матрешки, вкладные шары или кубы не могут собираться в случайном порядке, что вызывает трудности у слепых детей младшего дошкольного возраста. Взрослый сначала совершает все действия реками ребенка. Важно, чтобы совместные действия совершались не механически, а после детального сравнения пары элементов игрушки. Вкладные шары, матрешки, кубы можно заменить вкладными стаканчиками, которые легко приобрести в спортивных магазинах.

Конструктор «Малышам» состоит из разъемных элементов различной формы и цвета. Для соединения друг с другом в элементах с одной стороны есть отверстие, а с другой – шарообразный выступ. Детали конструктора могут легко соединяться или разъединяться ребенком. 

С помощью конструктора ребенка можно научить определять форму предметов. Взрослый дает ребенку для обследования одну из деталей конструктора и просит его найти среди лежащих перед ним деталей (не более 5-7) такую же. В процессе этой игры ребенок учится сравнивать с помощью осязания и остаточного зрения предметы по форме, овладевает понятиями «одинаковые» и «разные» по форме. Игра способствует развитию его познавательных способностей, так как, чтобы найти фигуру по предложенному образцу, у ребенка должно сложиться определенное представление о предложенной ему фигуре, ее образ. 

Игры «Бирюльки», «Поймай игрушку»

Игры «Бирюльки», «Поймай игрушку» могут помочь детям овладевать орудийными действиями. Игры проводятся под наблюдением взрослого.

«Бирюльки». Дети берут по одному мелкие предметы (1,5-2 см.) и кладут, а затем бросают их с небольшого расстояния в пластмассовый стакан.

«Поймай игрушку». Для игры необходимы два пластмассовых ведерка (ширина 18-20 см.), сачок из кисеи (длина 4 см.), фигурки из пластмассы (1,5-2 см.). Оба ведерка ставятся перед ребенком, в одном из них лежат мелкие игрушки. Ребенок должен сачком достать игрушки из одного ведерка, удостоверится в этом с помощью осязания и сачком переложить их в другое ведерко. 

Строительные материалы

Строительные материалы формируют у слепого ребенка умение ориентироваться в малом пространстве, умение координировать свои движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве. Слепым детям младшего дошкольного возраста лучше давать строительные материалы, предназначенные для игры на столе. Сначала материал для построек должен быть однородным, его должно быть немного, но по мере овладения детьми навыками сооружения элементарных построек, можно учить их сооружать постройки, состоящие из различных по форме элементов.

Строительный материал не должен быть окрашен в различные цвета, так как это может помешать ребенку, обладающему цветоразличением, в выборе нужного для постройки элемента: выбор по цвету может подменить выбор по форме. Исключение могут составить треугольные призмы, обычно выполняющие в постройках роль крыши. 

Обучая детей делать постройки (дорогу, забор, диван), необходимо объяснить им, что одну и ту же постройку можно сделать из разного строительного материала. Например, забор можно построить как из кубиков, так и кирпичиков.

Совочек, ведерко, формочки

Совочек, ведерко, формочки необходимы для игры слепого ребенка с песком. Совочек не должен быть слишком широким, лучше, если он сужается к концу. Таким совочком ребенку удобнее насыпать песок в формочки.  Формочки должны быть различной формы: круглые, квадратные, овальные, а так же формочки-цветы, звезды, овощи. 

Мяч

Развитию движения ребенка и формированию у него приемов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом. Для игры лучше брать резиновый мяч средних размеров (45-50 см. в окружности), так как он обладает большей упругостью и, отскакивая от твердой поверхности, издает приятный звук («звенит»). Мяч должен быть выкрашен в яркий цвет, возможны комбинации 2-3 цветов. 

Развитию ориентировки слепых детей младшего дошкольного возраста в большом пространстве способствуют игрушечные автомобили-каталки и лошадки на колесах. Кататься на них дети должны только под наблюдением взрослого по ровной площадке или дорожке, свободной от посторонних предметов. 

Заводные игрушки

С заводными игрушками малышей нужно знакомить с осторожностью, предварительно рассказав им об игрушке, показав ее неподвижной, так как она может испугать их.

Движение заводных игрушек, предназначенных для слепых детей младшего дошкольного возраста, должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшой. Поэтому для игры детям не следует давать заводные автомобили, летающие пропеллеры и вертолеты. В то же время, им можно предложить волчок, клюющего цыпленка, кувыркающуюся обезьянку и другие игрушки-забавы. Наиболее подходит волчок с фиксированным основанием, так как ребенку легче проследить за вращением такого волчка. 

Для игр и занятий со слепыми детьми младшего дошкольного возраста можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон и т.д. Звучание игрушек не должно быть резким, иначе у ребенка не возникает желание взять игрушку в руки и играть с ней. Кроме того, слепые малыши часто боятся резких, громких звуков.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.