Конспект занятия для дошкольников «Ориентировка на плоскости»
Цели:
- развитие общей и мелкой моторики;
- обучение устанавливанию и воспроизведению отношений взаимного расположения геометрических фигур на плоскости — вверху (над), внизу (под), слева, справа;
- активизация в речи слов, обозначающих пространственное расположение предметов.
Оборудование:
- две таблицы с геометрическими фигурами — одна фигура нарисована посередине, и вокруг нее (вверху, внизу, слева и справа) по одной фигуре;
- лист бумаги и модели геометрических фигур;
- разрезанные картинки.
Ход занятия:
I. Упражнения по развитию моторики
1. Дыхательное упражнение.
Стимулирующее упражнение.
Потягивание.
Перекаты головы.
Упражнения для плечевых суставов.
Разминка и расслабление рук (вращение рук в плечевом, локтевом, лучезапястном суставе — вперед и назад, встряхивание рук, как будто с них стряхивают воду).
II.Работа по теме
1. «Зрительный диктант»: внимательно рассмотреть таблицу, запомнить расположение геометрических фигур и разместить свои фигуры на листе точно так же (чтобы все правильно запомнить, нужно рассматривать таблицу в следующем порядке: сначала отметить фигуру, расположенную в середине, затем вверху и внизу, слева и справа).
Вопрос к детям: «Кто хочет рассказать, как расположены фигуры?»
После этого таблицу поворачивают обратной стороной к детям.
Выполнив задание, ребята рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют свои результаты с образцом, исправляют ошибки.
Если упражнение выполнено успешно, можно провести аналогичную работу со второй таблицей.
III.Физкультминутка
Руки вверх — в кулачок, разожми и на бочок… Руки в стороны — в кулачок, разожми и на бочок… Руки вперед — в кулачок, разожми и на бочок… Руки назад — в кулачок, разожми и на бочок… Руки вниз — в кулачок, разожми и на бочок…
Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами или руками.
IV.Работа в тетради
Расположить на листе модели геометрических фигур, обвести их и заштриховать (в середине листа — круг, справа от него — квадрат, слева от круга — прямоугольник, вверху — овал, внизу — треугольник).
V.Составление разрезных картинок
Рассмотреть образцы.
Что изображено на картинке?
Что расположено слева, справа, внизу, вверху, в середине.
Составить такую картинку, описать ее.
VI. Подведение итогов занятия