Об авторе

Автор пока не создал свой профиль.

* Скачивание материалов доступно только зарегистрированным пользователям.

You are here

Использование наглядно-дидактического пособия для автоматизации звуков и развития звукового анализа слова «Звуковые бусы»

up
Проголосовали 110 пользователей.

 Разработала учитель-логопед С(К)ОШ №10 Косых К.В

  г. Краснокаменск

У детей с интеллектуальной недостаточностью выраженное отставание в развитии речи. Оно имеет тотальный равномерный характер и касается недоразвития как импрессивной, так и экспрессивной речи, что обусловлено недостаточным развитием познавательных процессов, вследствие органического поражения головного мозга.

 В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области слухоречевого анализатора дошкольник с интеллектуальной недостаточностью долго не различает звуков речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и чётко воспринимает речь окружающих. Такие дети воспринимают только простые инструкции в контексте ситуации. Даже в старшем дошкольном возрасте, они не понимают сложных синтаксических конструкций, так как неустойчивое внимание не позволяет им прослушать всю фразу до конца, а нарушение аналитико-синтетической деятельности проанализировать изменения вносимые приставками, суффиксами и окончаниями.

 Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушениях фонематического восприятия. Дети с проблемами в интеллектуальном развитии испытывают трудности при овладении простыми формами фонематического анализа. Некоторые из них даже к началу обучения в школе не могут выделить звук из ряда звуков.

 Дефекты звукопроизношения у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием отмечаются чаще чем у нормально развивающихся сверстников. В их основе лежит целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляторного аппарата. У детей с проблемами в интеллектуальном развитии, как, правило, нарушаются сложные по артикуляции звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

 Следует отметить, что особую сложность в коррекции звукопроизношения у таких дошкольников представляет собой автоматизация звуков (введение поставленных звуков в речь), так как вследствие нарушения слуховой дифференциации они не могут услышать разницу между правильно произносимыми звуками и нарушенным произношением, а несформированность самоконтроля не позволяет им проанализировать свою речь. Многие дошкольники с интеллектуальным недоразвитием механически повторяют за вами автоматизируемые слова, не задумываясь над правильностью произношения звуков, поэтому этап автоматизации может закончиться лишь через 1-1,5 года.

 Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляется в нарушении количества и последовательности слогов, в заменах звуков и слогов, а также структуры отдельного слова.

 У детей с интеллектуальным недоразвитием отмечается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова.

Звуковой анализ и синтез слова подразумевает установление последовательности звуков с характеристикой их качественных особенностей. Полный звуковой анализ слов включает:

  • определение количества слогов;
  • определение количества звуков в слове;
  • состав звуков в слове:
  • гласные и согласные;
  • согласные (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
  • порядок следования звуков.

Данный вид работы очень труден для школьников, особенно для детей, имеющих речевые нарушения.   

Руководствуясь индивидуальным подходом для совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слов и профилактики возможных нарушений письма и чтения, необходимостью закрепления знаний, полученных на фронтальных занятиях я разработала наглядно-дидактическое пособие для

индивидуальных логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, развитие звукового анализа и синтеза слова , развитие зрительно-моторных координаций . Данное пособие помогает разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

Самодельная дидактическая игра по автоматизации звуков«Звуковые бусы»

 Эту игру можно использовать как индивидуально, так и фронтально. Я больше использую в индивидуальной работе.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал:длинный цветной  шнурок и цветные бусины (я использовала бусины от старых счетов).

Ход игры: На начальном этапе:  педагог предлагает ребёнку рассыпавшееся слово нанизывая бусину-звук на шнурок. Бусины синего цвета- твёрдые согласные звуки, зелёные бусины -мягкие согласные, красные бусины-гласные звуки.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я дополнила занятия упражнениями на  развитие слоговой структуры слова.

Например:

Тема занятия«Автоматизация звука С в словах».

-Что изображено на картинке? (Сом).

-Давай выложим схему этого слова на бусах! Назови первый звук в слове СОМ. (с)

-Какая бусина соответствует этому звуку: синяя или красная? Одень бусину на шнурочек.

-Назови следующий звук. (О)

-Это гласный или согласный звук? (гласный)Докажи, что это гласный звук!

-Бусиной какого цвета мы его обозначим? (красной)

-Какой звук следует за О? (М).

-Какой бусиной его обозначишь? (синей).

-Скажи, сколько в слове всего букв? (3)

-Сколько согласных? (2)

-Сколько гласных?(1).

-Сколько слогов?

-Где находится звук С: в начале, в середине или в конце слова? (в середине).

Новизна наглядно-дидактического пособия:

  • в объединении и систематизации дидактического материала для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;
  • в самостоятельном использовании пособия детьми, что позволяет успешно развивать навыки звуко-буквенного анализа.
  • в возможности адаптировать учебный материал не только к определённому занятию, но и индивидуальным возможностям каждого ребёнка;
  • в возможности проследить успехи и трудности каждого ребёнка

Комментарии

Материал достойный внимания дефектолога! Спасибо Вам!

 

Рада,если вам пригодится!

 

Спасибо за интересную идею в изучении звуко-буквенного анализа.