Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Упражнение «Давай знакомиться»
Задача: развитие навыков общения, умения вступать в контакт.
Ход упражнения: звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я — Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку. На индивидуальном занятии педагог знакомится с ребенком.
Игра «Прогулка в лес»
Задача: закрепление умения откликаться на своё имя.
Ход игры: дети прячутся за стульчиками, расставленными по группе в произвольном порядке (разбрелись по лесу). Ведущий (педагог или ребёнок) ищет и по очереди окликает играющих. Каждый ребёнок, услышав своё имя, поднимается и произносит: «Ау! (я тут)». Может проводиться в индивидуальной форме.
Игра «Приветствие зайчат и бельчат»
Задача: учить детей использовать разнообразные формы рукопожатия и прикосновения, формировать опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Ход игры: дети делятся на две группы — «зайчат» и «бельчат» (одевают маски). Разбиваются на пары и демонстрируют различные, в чем-то смешные приветствия (поздороваться ладонями, кулаками, указательными пальцами или мизинцами, коленками, ушками, логиками, спинками и т. д.). В процессе игры дети улыбаются друг другу и произносят слова приветствия.
Упражнение «Подарок другу»
Задача: формировать навыки взаимодействия детей, учить устанавливать друг с другом зрительный контакт при общении и выражении благодарности.
Ход упражнения: дети распределяются по парам. Один ребёнок из пары держит игрушку. Педагог подходит к каждой паре и спрашивает: «Кому ты дашь игрушку?» Ребёнок протягивает игрушку сверстнику, смотрит ему в глаза и говорит: «На», «Возьми», «Это тебе». Педагог спрашивает у второго ребёнка: «Кто тебе дал игрушку?» Тот называет имя сверстника, который дал ему игрушку, смотрит ему в глаза и говорит: «Спасибо». Аналогичные вопросы педагог задаёт каждой паре детей.
Затем дети меняются ролями. После этого игрушку помещают в центр, дети берутся за руки и танцуют вокруг неё.
Упражнение «Вопрос — ответ»
Задача: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Ход упражнения: дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?» :— «Ловишки» и т. д.).