You are here

Новости

Особенности игровой деятельности у детей с глубоким нарушением зрения  

 

Л.Г. Бодренкова ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Детство немыслимо без игр и игрушек. Маленький ребенок, приходя в сложный мир, познает его через окружающие вещи. Чем разнообразнее этот мир, тем больше ощущений испытывает малыш, учась сопоставлять их, реагировать на различные события. Игрушки - это не просто развлечение. Это обучение, помогающее ребенку понимать и развивать свои ощущения. Поэтому выбор игрушек для любого ребенка не простая задача, особенно, если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание дошкольников с нормальным развитием и детей с глубоким нарушением зрения имеет одну и ту же цель. Программы воспитания слепых детей создаются на основе программ массового детского сада с учетом специфических особенностей их психического развития. Всестороннее, гармоничное развитие дошкольников с глубоким нарушением зрения также как и для их зрячих сверстников осуществляется в условиях игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является ведущей. В то же время, развитие игры слепых детей требует специального, обучения, а сама, игра отличается своеобразием.

Слепые и слабовидящие дети воспринимают мир по-своему, им сложнее адаптироваться и понять всё, что их окружает. Им требуется дополнительное время и особая поддержка, чтобы развить те умения и навыки, которые значительно легче даются зрячим детям. Легко понять, что развивающие игрушки для слепых детей – первый и практический единственный помощник в стимулировании органов чувств.

Более всего страдает формирование игровых действий. Для слепых детей характерна замена игровых действий их словесным описанием. Это обедняет как процессуальную сторону, так и содержание игры, тормозят формирование коллективных связей в игре. Кроме того, формирование действий с игрушками является одной из предпосылок развития сюжетно-ролевой игры детей.

Всемирный день борьбы со СПИДом +  

   Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается ежегодно 1 декабря. Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа. Впервые провозглашён ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 1988 году с1996 года проводится  ЮНЭЙДС.

  Целью Всемирного дня борьбы против СПИДа является повышение глобальной осведомленности о ВИЧ/СПИДе и демонстрация международной солидарности перед лицом пандемиии  В этот день партнёрам из государственного и частного сектора предоставляется наиболее реальная возможность распространить информацию о статусе пандемии и содействовать прогрессу в профилактике и лечении ВИЧ/СПИДа, а также уходе за больными людьми в странах с высокой распространённостью этой болезни и во всём мире.

Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра  

Игра является важнейшей частью жизни ребенка дошкольного возраста, незаменимым средством его психического развития и тем инструментом, который дает возможность оказать полноценную коррекционную помощь при различных вариантах дизонтогенеза, в том числе – при детском аутизме.

Использование игры как целостной деятельности в коррекционной работе с аутичными детьми принципиально отличается от «отработки игровых навыков», которой занимаются оперантные тренеры, работающие в рамках поведенческого подхода к коррекции РАС. Прикладной анализ поведения, основанный на бихевиоризме, предполагает последовательную, пошаговую отработку некоторых игровых навыков, выбор которых осуществляется в соответствии с предпочтениями семьи и «аналитика», составляющего поведенческие программы. Таким образом с аутичным ребенком можно отработать несколько простых игр (например, научить его играть в салочки, в прятки, перебрасываться мячом), чтобы он умел в них играть «как все дети».

Совершенно иначе выглядят цели и содержание игровых занятий с точки эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутизма. Важно подчеркнуть, что в русле данного подхода игра понимается не как сумма отработанных игровых навыков, а традиционным для отечественной психологии образом - как целостная деятельность, ведущая в дошкольном возрасте. Именно внутри игры как ведущей деятельности появляются принципиальные для детского развития «новообразования», о которых писал Л.С. Выготский, подразумевая широкий спектр явлений от психических процессов (например, наглядно-действенного мышления в раннем детстве) до отдельных свойств личности. Поэтому игра с аутичным дошкольником, независимо от степени выраженности и варианта РАС, является базовой формой коррекционной работы, первичной по отношению ко всем иным занятиям.

Международный день логопеда +  

 14 ноября — Международный день логопеда, который пока празднуется в узком круге специалистов. И это несмотря на то, что с каждым годом число пациентов с проблемами и дефектами речи растёт. Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — отрасль педагогической науки, которая изучает нарушения речи, способы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Впервые вопросы коррекции речевых нарушений описаны в работах по сурдопедагогике 17 века (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и других дефектов речи у слышащих). Со второй половины 19 века изучение недостатков речи при нормальном слухе приобрело самостоятельное, но по преимуществу медицинское направление. Так, исправление речи, причем только некоторые отклонения, стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медсестрами. 

Сегодня поздравляем тех,

Кто речь нам исправляет,

Пусть каждый в мире логопед

Живет и бед не знает,

В день логопеда мы им всем

Спасибо дружно скажем,

Пускай в гармонии живут,

Счастливым будет каждый!

 

С наилучшими пожеланиями, администрация сайта. 

Требуется помощь волонтёров!  

Благотворительный фонд «Цвет жизни» существует с 2008 года.Около трех лет назад в нашем фонде появился проект «Жизнь в движении», направленный на развитие физических способностей детей, имеющих ограниченные возможности (синдромальные патологии, ДЦП, аутисты, речевые патологии).

Весной этого года мы расширили направление работы с детьми с ОВЗ проектом “Цветочки жизни”. Это программа адаптивного погружения в школьную атмосферу детей 6-7 лет с ограничениями по здоровью, ментальными нарушениями и тех, кого никуда не берут.

На занятиях мы развиваем:

- физический вектор (физическое развитие с помощью сенсорной приставки Кинект);

- интеллектуальный вектор (дефектологические занятия, основанные на лучших методиках, с элементами Монтессори);

- слуховой вектор (музыкальные занятия, вокал);

- арт-терапия (пальчиковое рисование, эбру (рисование на воде);

- работа со звукопроизношением (логопедия).

Кто такая Ольга Скороходова?  

Ольга Скороходова — пока единственный в мире слепоглухой ученый всемирно известного масштаба.

Ольга родилась 24 мая 1911 года, в детском возрасте от инфекции получила тяжелые осложнения на органы слуха и зрения в результате чего потеряла возможность видеть и слышать. Однако, это не помешало ей стать известнейшим в мире ученым, развивая в своих научных работах тему обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Она, как никто другой понимала проблемы таких детей.

С Днем учителя!  

Учитель, это не просто призвание, это суть, непреодолимое желание давать знание, помогать опытом и отдавать тепло и веру другим.

Каждый проведенный вами урок - это маленькая жизнь, всегда интересная и познавательная, которая проходит на одном дыхании. И в этот золотой осенний день мы вам желаем всегда оставаться на той педагогической вершине, которой вы достигли, и выше которой не бывает.

Поздравляя вас с Днем учителя, хотим пожелать талантливых учеников, щедрых урожаев на педагогической ниве, здоровья и благополучия в семье.

 

С уважением, администрация сайта.

Обучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) чтению и письму с помощью создания «Личного букваря»  

Н.Б. Лаврентьева ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

На протяжении многих лет в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывалась система подготовки детей с аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра (РАС) к школьному обучению. Освоение чтения и письма с помощью создания «Личного букваря» — методика, которая является результатом обобщения опыта коррекционно-развивающего обучения более двадцати аутичных детей. Все дети, которые были вовлечены в формирующий эксперимент, смогли впоследствии обучаться в массовой школе и усваивать общеобразовательную программу. Создание «Личного букваря» является начальным этапом работы по обучению аутичного ребенка навыкам чтения и письма.

При этом отметим, что занятия по подготовке к школе с помощью данной методики можно проводить с аутичными детьми, пользующимися речью и прошедшими подготовительный этап обучения, задачей которого является формирование учебного поведения. Таким образом, всем детям с РАС, за исключением тех, у которых отсутствует внешняя, экспрессивная речь (то есть мутичных, неговорящих детей), занятия с помощью «Личного букваря» нужны и полезны — при условии некоторой подготовительной работы по организации их произвольного внимания и поведения.

Оптимальный возраст для проведения обучения с использованием данного букваря — 5–7 лет, но его можно начинать и позже, если формирование навыков произвольной самоорганизации у ребенка задерживается.

Данный букварь, как и вся система подготовки аутичного ребенка к школе, базируется на представлении о его особых образовательных потребностях. Для понимания специфики занятий по освоению аутичным ребенком грамоты стоит особенно выделить одну из этих потребностей, а именно — развитие смыслообразования, которое мы понимаем как достижение осмысленного отношения ребенка к самому процессу обучения, к любой усваиваемой им информации, формирование осмысленных навыков, которые в дальнейшем ребенок сможет использовать и в школе, и, в целом, для познания окружающего мира.

Сайт возобновил свою работу!  

Уважаемые пользователи!

Сайт http://defectolog.by/ возобновил свою работу!
К сожалению, часть загруженного контента и зарегистрированных пользователей, начиная с сентября 2016 года, была утеряна.

Большая просьба ко всем посетителям, которые заполняли профили специалистов более года назад, заново пройти процедуру регистрации и сменить ранее существующие пароли к доступу пользования сайтом.
Обращаемся к тем пользователям, которые уже разместили свои материалы после указанного срока. Если у Вас есть возможность, то просим разместить утерянные файлы еще раз.
Напоминаем, что у Вас есть возможность размещать свои материалы до 30 мб для всех типов файлов и делиться ими с коллегами. Для того, чтобы разместить необходимую информацию (конспекты занятий, презентации, консультации, планирование, учебные программы и т.д.), Вам нужно зарегистрироваться. Размещенные материалы станут доступны после модерации нашими редакторами.

При всех возникающих вопросах Вы можете воспользоваться службой обратной связи на сайте, так же доступна электронная почта. Просим указывать о проблемах в работе ресурса на форуме и на странице социальной сети  "В контакте". 

Надеемся на понимание и вашу помощь!

С уважением, администрация сайта.

С началом учебного года!!!  

 

   Администрация портала поздравляет всех Вас, дорогие учителя и педагоги, с праздником и желает Вам творческих успехов! Благополучия Вам и Вашим близким! Счастья! Исполнения задумок! Хочется, чтобы Вы, посетители сайта, были всегда полны энергией, всегда были рады встречать новый день! Чтобы Вы никогда не унывали, всегда стремились к лучшему!

   Мы поздравляем вас с этим замечательным днем и желаем вам вспомнить о самом важном: о мудрости в жизни. Пусть в жизни вас и ваших детей всегда будет место знанию, мудрости, которые помогают справляться с житейскими неурядицами.

   Доброго пути вам! Доброго пути всем, для кого 1 сентября - праздник.

Страницы

Vulnerability Scanner