You are here

Обследование голоса у детей

2 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Не в сети
Последнее посещение: 3 года 3 месяца назад
Зарегистрирован: 09/09/2014 - 14:28
Обследование голоса у детей

помогите пожалуйста! нужно обследование голоса у детей

Не в сети
Последнее посещение: 3 месяца 2 дня назад
Зарегистрирован: 13/10/2011 - 14:35

1. Обследование модуляций голоса по силе.
Различают два понятия: интенсивность голоса – это характеристика силы голоса говорящего, и громкость – сила воспринимаемого звукового сигнала.
Цель: выявить умение изменять голос по силе – от слабого до громкого и наоборот.
Материал для обследования: предложение, напечатанное на карточке: «В лесу было тихо и холодно»
Инструкция: «Прочитайте предложение громко, тихо, шепотом». «Прочитайте начало предложения громко, конец тихо и наоборот».
2. Обследование модуляций голоса по высоте.
Цель: выявление умения определять и интонировать постепенное движе¬ние мелодии снизу вверх, сверху вниз.
1.Исследование восприятия и воспроизведения изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания.
Инструкция: «Вы сейчас прослушаете по записи голос, попробуйте повторить его по высоте».
3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки:
вверх - повышение высоты
вниз - понижение высоты
Инструкция № 1: «Попробуйте голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У».

3. Обследование воспроизведения интонации.
Цель: выявление умения дифференцированные различные интонационные структуры в экспрессивной речи.
Обследование составили два типа заданий.
1 тип – выявление способности самостоятельно заменить повествовательную интонацию на вопросительную.
Материал для исследования: предложения:
Дети пришли домой. Дети пришли домой?
В доме холодно. В доме холодно?
На печке тепло. На печке тепло?
2 тип заданий – выявление способности самостоятельно изменить вопросительную интонацию на повествовательную.
Материал для исследования: предложения:
Дом построили сами? Дом построили сами.
Они работали дружно? Они работали дружно.
Дом красивый? Дом красивый.
Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».
Фразы Удивленно Радостно Грустно
Снег идет. - - -
Мы пойдем гулять. - - -
Наступила весна. - - -
4. Обследование темпо-ритмической организации речи.
Цель: выяснить, имеются ли у обследуемого нарушения и ритма речи.
Инструкция: В медленном темпе посчитайте до тридцати, до пятидесяти; то же проделайте в обратном порядке. Перечислите дни недели, месяцы года (быстро).
Инструкция: Прочитайте вслух текст (на карточке). Быстро, а потом медленно:
Где кто родится, там и пригодится.
Вольно тому шалить, кто смолоду не бит.
Каков строитель, такова и обитель.
Был бы покос, да пришел мороз.
Счастье ума прибавляет, несчастье последний отнимает.
Кому лежа работать, кому стоя дремать.
За свой грош — везде хорош.
Кто живет в добре, тот ходит в серебре.
Богат Мирошка, а животов — собака да кошка.
Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
Иное время — иное бремя.
Никакое худо до добра не доведет.
5. Обследование воспроизведения логического ударения.
Цель: определение возможности выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.
1. Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу.
Процедура: обследуемому предлагается прослушать пред¬ложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом.
Материал для исследования: предложения, произне¬сенные логопедом; предложения для отраженного восп¬роизведения.
Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Слушайте внимательно, повторите предложение и тоже выделите в нем «главное» слово».
Маша идет в школу.
У Коли новый мяч.
На улице сегодня холодно.
Мама пришла с работы.
Завтра поедем к бабушке.
2. Воспроизведение фраз с повествовательной и вопро¬сительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении.
Материал для исследования: предложения, записанные на карточке:
Собака грызет кость. Мама пришла с работы.
Инструкция: «Почитайте предложения. Сколько в ней слов? Выделите голосом сначала первое; второе; третье слово. Меняется ли смысл фразы?»
3. Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла.
Инструкция: «Повторите за мной фразу: «Папа пришел с работы». Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз - так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз - чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз - нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина».
1-й. Папа пришел с работы.
2-й. Папа пришел с работы.
3-й. Папа пришел с работы.
6. Выявление назального тембра голоса.
Субъективная оценка тембра голоса первоначально проводится при проведении первичного общения с молодым человеком, во время установления контакта. Для исследования и оценки тембра голоса используется шкала оценки тембра, разработанная Е.С. Алмазовой для детей.
4 балла - нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается.
3 балла - легкая степень нарушения тембра, тембр может быть крикливым или «писклявым», назализованным.
2 балла - умеренные нарушения тембра, тембр может быть грубым или «квакающим».
1 балл - выраженные нарушения тембра голоса, тембр может быть гортанным, резким, глухим, «металлическим».
0 баллов - афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.
1. Определение гипоназализации
При гипоназализации звуки [м], [н] в речи звучат как [б], [д].
Материал для исследования: Слова, в названиях встречаются звуки [м], [н].
МАШИНА МОЛОКО
МАК МАЛИНА
НИНА НИТКИ
НОС НОГИ
Инструкция: «Прочитайте слова. Повторите, при этом зажмите нос пальцами».

Процедура: Во время произнесения слов обследуемый зажимает нос пальцами. При этом фиксирует, изменяется ли тембр или остается прежним. В норме, при нормальном тембре зажимание носа приводит к гиперназализации (т.е. появляется носовой оттенок голоса). При гиперназализации как при открытых носовых ходах, так и при зажимании носа тембр остается прежним.
2. Определение гиперназализации
При гиперназализации носовой оттенок, тембр голоса приобретают согласные звуки, кроме [м] и [н], а также нарушается тембр гласных.
Материал для обследования: предложения.
Инструкция: «Повтори за логопедом предложения».
- У Коли сломался велосипед.
- Машинист остановил поезд.
- На ветке красные ягоды рябины.
- Из трубы идет дым.
Процедура: При выявлении гиперназализации проводят тестирование дважды: 1-я инструкция дается для определения наличии отклонения тембра. 2-я инструкция позволяет подтвердить гиперносовой резонанс, т.е. гиперназализацию. Гиперназализация при закрытии ноздрей будет нарастать.
7. Обследование воспроизведения тембра.
1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния
Материал для исследования: таблица с описанными ситуациями.
Процедура: Молодому человеку предлагается выразить состояние действующего лица в предложенной ситуации, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации.
Инструкция: «Почитайте ситуацию, догадайтесь, как подают голос, если...»
2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает обследуемый.
Материал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».
Процедура: В предварительной беседе дается установка, что с помощью сказки будет определяться тембр голоса; уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят - одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.
Инструкция: «Вспомните, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили...»
Заяц - // - (звонким, задорным, чистым голосом).
Волк - // - (грубым, низким голосом, с угрозой).
Медведь - //- (громким, низким, спокойным).
Лиса - // - (мягким, ласковым, хитрым голосом).
Критерии оценок:
4 балла - правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.
3 балла - правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.
2 балла - некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.
1 балл - выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).
0 баллов - невыполнение задания или отказ от задания.
8. Обследование речевого дыхания.
При оценке дыхания особое внимание обращается на координированность вдоха и выдоха, их характер (через нос или рот, частоту вдохов), распределение силы выдыхаемого воздуха во время речи. При наблюдении за обследуемыми в процессе общения определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).
Рассматривая особенности дыхания, следует учитывать данные функции внешнего дыхания, жизненный объем легких (ЖЕЛ), время максимальной фонации, коэффициент С/З и коэффициент фонации.
Для определения времени максимальной фонации (ВМФ) предлагают произнести как можно длительнее гласный звук после предварительного вдоха. Для объективизации показателя измерение производят 3 раза и высчитывают средний показатель. Интенсивность и тональность произносимого звука не должны вызывать дискомфорта у обследуемого.
Далее определяют коэффициент С/З. Для этого измеряют ВМФ звуков «с» и «з» аналогично методике при фонации гласных. Измерение коэффициента фонации (КФ) проводят по формуле:
КФ = ЖЕЛ/ВМФ.

Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь