ЗВУК [й], БУКВЫ Й, й
I. Повторение.
Чтение по «Волшебной таблице» слогов с буквами Б, В, С .
Чтение слогов с проговариванием ритмической фразы.
ма-ма-ма – дома я сама.
му-му-му – молоко кому,
мо-мо-мо – едим эскимо,
ми-ми-ми – поем ноту ми.
мы-мы-мы – подбираем рифмы мы.
ра-ра-ра – начинается… (игра),
ры-ры-ры – у мальчиков… (шары),
ро-ро-ро – у нас новое… (ведро),
ри-ри-ри – на ветках… (снегири),
ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру).
3.Диктант.
Продиктовать изученные буквы. Слова: мама, рама, Маша, Мара.
II. Работа по теме.
1.Выделение звука [й] из слова «Ой!».
Как вскрикивают от испуга?
Какой звук знаком? Какой не знаете?
2.Артикуляция (губы, зубы, язык), отнесение к согласным мягким
звукам.
3. Игра «Где звук?».
Сильный, хоккей, шайба, линейка.
4 «Узнай звук». Хлопните, если услышите звук [й] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, змей, имя, чай.
Придумывание слов со звуком [й].
Доскажи словечко.
Что мы пели, угадай? Что за месяц, угадай?
Кара… (вай). Месяц… (май).
Что нам пели, угадай? Что в стакане, угадай?
Баю… (бай).Сладкий… (чай).
III.Физкультминутка.
Зайка серый умывается, Зайцу холодно сидеть,
Видно, в гости собирается, Нужно лапочки погреть.
Вымыл хвостик, Лапки вверх, лапки вниз,
Вымыл ухо, На носочки подтянись.
Вытер сухо. Лапки ставим на бочок.
Скок-поскок, скок-поскок, На носочках скок-скок-скок,
Зайка прыгнул на пенек. А затем вприсядку,
В барабан он громко бьет, Чтоб не мерзли лапки.
В чехарду играть зовет.
IV.Знакомство с буквой Й.
1.Показ картинки с буквой Й.
— Ну-ка, лайки, лайте дружно
Букву й запомнить нужно,
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит!
2.На что похожа буква Й?
Букву Й зовут «И кратким». Чтобы Й не путать с И,
Й как И в твоей тетрадке.Сверху галочку пиши.
Н надела поясок,Ты ей шапку подари –
И надела поясок.Станет краткой
Буква Н надела ровно.Буква И.
Буква И — наискосок.А. Шибаев
Место буквы в алфавите.
Печатание: Й й ой аи эй ий.
Чтение слов и печатание их в тетради (на доске).
ма мымал
май мылмала
лай мыломалы
мой моймалый
V.Чтение учителем сказки Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».
(Запомните слова со звуком [й].)
ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ЙОГАХ?
«Что вы знаете о йогах?» — так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька-йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
— Надо попробовать! — решил Мыша. — Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа откроет печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»
Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад: «ОЙ-е-е-е-ей!!!»
Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкйну-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет?»
Свободные высказывания детей по содержанию сказки.
Назвать слова со звуком [й].
VI.Словарь. Откуда взялся йод.
ЙОД
Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь — кота, а некоторые поцарапанные дети… йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго не заживали, а из порезанного пальца до вечера шла бы кровь. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.
Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в морях растут водоросли, в которых очень много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.
На большой глубине в соленой воде трудолюбиво копят водоросли йод, не зная, что некоторые дети считают его своим злейшим врагом.
VII.Штриховка «Корабль» .
VIII.Итог.