Тема: Масленица – народный праздник. 4 класс
Цели: 1. Актуализировать знания детей о истории происхождения праздника Масленица.
2. Учить детей анализировать образец.
3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер путем скручивания, сгибания деталей.
4. Воспитывать аккуратность при работе с фольгой.
Оборудование: В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова Зимние праздники, игры и забавы для детей. Минск, 2001, С. 27 – 30.
Ход урока:
Организационный момент: Доброе утро. Садитесь. Давайте улыбнемся и начнем работать.
Актуализация знаний учащихся: Скажите, вы знаете, что существует праздник, который имеет название молочного продукта питания? Это Масленица. И этот праздник как раз сейчас проходит. А что вы знаете о нем? (Дети рассказывают, учитель, при необходимости, уточняет и систематизирует ответы)
Новый материал:
— А теперь внимательно послушайте, я прочитаю вам про масленицу.
МАСЛЕНИЦА
Масленица празднуется в последнюю неделю февраля. Празднуются проводы зимы и встреча весны. Как знак приходящего солнца пекут блины. Их едят с маслом. Народ катается с ледяных горок, строит снежные крепости, все ходят друг к другу в гости на блины. Масленица гуляется 7 дней: с понедельника по воскресенье. Каждый день праздника имеет свое название:
1 день – встреча масленицы. В этот день изготовляют чучело масленицы, его сжигают в последний день, считая, что солнце сжигает зиму.
2 день – заигрыши. Начинались шествия ряженых. Наряжались пострашнее, пели, плясали, устраивали состязания.
3 день – лакомка. Катания с ледяных горок. Люди ходили друг к другу в гости.
4 день — разгуляй. Из снега строили городок, делились на 2 команды: нападающих и защитников и пытались взять город.
5 день – тещины вечера. Зятья угощали тещ блинами.
6день – золовкины посиделки. Золовка это сестра мужа. Она приглашала родных и подруг в гости.
7 день — прощеный день. В этот день сжигали чучело, а ещё прощали все обиды.
Почему Масленица, это народный праздник? (Его гуляли все, весь народ)
Как праздновали Масленицу?
Кто запомнил, как называют дни на Масленичной неделе?
Кто такая теща? (Мать жены)
А кто такая золовка? (Сестра мужа)
Сегодня мы с вами тоже по-своему будем праздновать Масленицу. Вы должны были все принести фольгу. Сегодня мы из нее сделаем чучело Масленицы. Но сначала подойдите все ко мне мы рассмотрим образец.
4. Анализ образца и инструктаж:
Скажите, какого цвета получилось чучело?
А какого еще цвета оно могло быть?
Из какого материала люди могли его делать? (Солома, старая одежда)
А какой примерно формы чучело? На что оно похоже?
Посмотрите, какая основная деталь у нашего изделия? (Туловище)
А какие ещё детали есть парные и одиночные? (2 руки, 2 ноги, голова)
А теперь посмотрите, как мы будем делать нашу Масленицу. Мы должны быть очень аккуратны, так как фольга очень легко рвется и можно испортить поделку. Мы кладем лист фольги на стол. Берем его за один конец и скручиваем в трубочку до середины листа, вот так. (Учитель показывает на листе фольги) Теперь повторим тоже с другой стороной листа. Затем сгибаем получившиеся трубочки почти пополам, но одна сторона должна быть длиннее. Теперь скрутим сгиб слегка, чтобы получилась голова и шея. И аккуратно разорвем промежутки между трубочками, чтобы сделать руки и ноги. Вот и готово.
Теперь повторим, что будем делать. Элла.
Физминутка, гимнастика для глаз:
Деятельность детей:
— Давайте вспомним, что и как по порядку мы делаем. Кому все понятно приступайте. (Учитель делает вместе со слабыми учениками, оказывает дозированную помощь)
Подведение итогов: Давайте прикрепим наши чучела на картинку. Что мы сегодня делали? Оценка деятельности детей. Рефлексия.