Тема: «Гласный звук [y]. Буквы У, у»
Ход урока
I. Повторение о звуке и букве.
II. Работа по теме «Знакомство со звуком [у], буквами У, у».
1.Как воет волк? (У-у-у).
Выделение звука [у] из слова «утка». (Картинка.)
Произнесите слово у-у-утка. Какой звук слышите в начале? [У].
2.Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха).
Какой это звук? (Гласный. Произносится голосом, воздух проходит свободно).
3.Игра «Угадай звук» (хлопки, если есть звук [у], его место в слове).
Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица, зубы, утка, наука, стена, окно, кенгуру.
4.Придумывание слов с новым звуком. Определение его позиции в слове.
5.Знакомство с буквами У, у. (Картинка с изображением утки.)
Место в алфавите.
Стихотворение:
У пруда утенок-крошка.
В страхе кличет утку-мать:
«Ой, боюсь! Укусит мошка,
Помоги мне убежать!»
Ф. Бобылев
Улитка просит уточку:
– Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула –
Уклейку-рыбку вынула.
6. На что похожа буква У?
У – сучок. В любом лесу ты увидишь букву У.
В. Степанов
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Е. Тарлапан
Печатание букв У, у, слов ау, уа, предложений Ау! Уа!
Знакомство со знаками препинания.
У последней точкиПритащился кривоносый
На последней строчкеВопросительный знак,
Собралась компанияЗадает он всем вопросы:
Знаков препинания.Кто? Кого? Откуда? Как? -.
Прибежал чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит.
Оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Привет! Домой!
С. Маршак
V.Игра «Доскажи словечко».
Он плывет, по простыне,Все ребята со двора
Как кораблик по волне.Малярам кричат… (ура).
Он хозяйкам добрый друг,Кто шагает с сумкой книг
Электрический… (утюг).Утром в школу? …(ученик)
Долгожданный дан звонок-
Это кончился… (урок).
VI.Физзарядка.
Физкультпривет
На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет! Всем друзьям физкультпривет.
VII.Штриховка «Утка»
VIII.Словарная работа «Чем слышат животные?». Усы и уши.
УСЫ И УШИ
Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча, и даже всем телом, как рыбы и раки. У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. Своим «ухом» она за 15 часов слышит приближение бури.
Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте. Летает она и тихонько посвистывает. Свист, наткнувшись на какую-нибудь ночную мошку, возвращается обратно, и мышь ухом «видит», что это – мошка, а не кошка.
Что же касается усов, то только у дяденек они для красы. Животные же усами ощупывают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как киты, у которых усы… во рту. И даже пугают своих врагов, грозно шевеля усами. Помнишь, как таракан-тараканище напугал зверей?
IX.Чтение учителем сказки Г. Юдина «Про маленького паучка».
(Запомнить как можно больше слов со звуком {у}.)
ПРО МАЛЕНЬКОГО ПАУЧКА
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья – большие пауки – ругали и называли лодырем.
«Надо доказать всем, что я не лодырь», – решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину саду. «Вот обрадуются утром братья, – думал довольный паучок, – ведь это так красиво – красная паутина!»
Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась. А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…
X. Итог. Что было интересно? Что запомнили?