Тема: «Гласный звук [э]. Буквы Э,э»
Ход урока
I.Диктант: Оо, Уу, .ы, Ии, Аа, ау, уа.
II.Работа по теме.
1. Выделение звука [э] из слова «Эх!». Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх!)
2.Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха. Произносится голосом, воздух проходит свободно. Звук гласный).
3.Игра «Угадай звук». (Хлопните в ладоши, если услышите звук [э].)
Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода,
щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо.
4.Придумывание слов с новым звуком. Место звука в слове.
5.Знакомство с буквами Э, э. Место их в алфавите. (Картинка с изображением страуса эму.)
ЭМУ
Я про страуса, Неясно, зверь он или птица.
Про эму, Есть перья, а летать боится.
Написал бы вам Быть может, ты решишь
Поэму, проблему:
Но никак я не пойму: Зверь или птица страус эму.
Эму он или эму?
Это Африка, ребята. Я вчера про Эму
Звери вышли из кино. Написал поэму,
Страус Эму страусятам А сегодня Эму
Покупает эскимо. Съел мою поэму.
6. На что похожа буква Э. (Высказывания детей.)
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Печатание букв Э,э.
IV.Физкультминутка.
МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем –
И опять писать начнем.
V.Беседа «Электричество».
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Если потереть кусочек янтаря, который по-гречески называется электроном, то в нем появляется сила, притягивающая к себе маленькие бумажки и ниточки. Эту силу назвали электричеством. Чтобы двигать не только бумажки и ниточки, а кое-что покрупнее, люди придумали такую машину — генератор. Как из улья одна за другой вылетают работяги-пчелы, так и из генератора один за другим летят по проводам быстрые невидимые малыши — электроны. Малыши, да крепыши! Это они заставляют работать почти все машины, которые есть на свете. Электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в холодильнике продукты, перенести куда угодно по телефону наш голос, показать по телевизору кинофильм, натереть полы в нашей квартире, и многое другое может наш верный и сильный друг. Одного он не может. Он не может удержаться, чтоб не стукнуть, когда его трогают.
VI.Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики».(Запомните как можно больше слов со звуком [э].)
ЭКСКАВАТОРЩИКИ
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
-Бросай свои этикетки! – кричит. – У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
–Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди – электрический столб. Экскаватор по этому столбу – р-р-раз! Столб на бок – два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что Питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и… Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.
Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э].
VII. Штриховка «Лейка»
VIII. Доскажи словечко.
На большие расстояния На лучинке, в бумажке,
Мчится он без опоздания. В шоколадной рубашке,
Пишется в конце два С, В руки просится само.
Называется… (экспресс). Что же это?., (эскимо).
К дальним селам, городам Угукало, агакало,
Кто идет по проводам? Аукало и плакало,
Светлое величество И рассыпалось смехом,
Это… (электричество). И называлось… (эхом).
IX. Итог.