Тема: «Дифференциация звуков [ш] и [ж] «
- Задачи урока: формировать умение дифференцировать на слух и в произношении слоги и слова с оппозиционными согласными [ш] и [ж]; развивать умение читать слова плавно, по слогам, предложения – с понижением голоса перед точкой и паузой после нее;
- развивать фонематический слух в процессе дифференциации [ж] [ш] в слогах и словах, преодолевать речевую замкнутость, неуверенность;
- воспитывать правильное поведение на уроке, во время игр.
Оборудование урока: индивидуальные логопедические зеркала, большие карточки с буквами ж и ш, слоговая таблица, предметные и сюжетные картинки в букваре, фишки-очки.
Ход урока
I Организация урока.
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Повторение пройденного.
1).Хоровое чтение слоговой таблицы
а о у
са со су
за зо зу
ша шо шу
жа жо жу
2). Составление слов по их началу (выделенные слоги).
3). Чтение слов и текста на с. 82 букваря.
4). Оценка работы учащихся.
IV. Сообщение темы урока.
1). Прослушивание и отгадывание загадки.
Шу- шу-шу – листвой шуршу.
Жу- жу- жу – в листве сижу (Жук)
2). Повторение загадки хором.
Вопросы:
Каким звуком передается шуршание? (Учитель выставляет букву ш на доску.)
Каким звуком передается жужжание? (Учитель выставляет букву ж на доску.)
3). Произнесение хором сопоставляемых звуков.
4). Сравнение (помощью индивидуальных зеркал) произношение звуков [ш] -[ж].
Вопросы:
Чем звуки похожи? (наблюдать при произношении звуков за положением губ, зубов языка.)
Чем они отличаются? (Тыльную сторону ладони приложить к гортани.)
V. Физминутка.
Мы читали, мы читали.
Наши глазки устали.
Но мы любим читать
И поэтому опять –
Лишь немножко отдохнем –
Лучше всех читать начнем!
VI. Чтение страницы букваря.
1). Соревнование между рядами в чтении слогов и слов.
Задание прочитать слоги, а затем слова.
С буквой ш;
С буквой ж;
Столбиками.
2) Работа со словами шар и жар.
Задания:
Прочитать слова;
Сравнить их;
Составить предложения с этими словами по картинкам.
3). Чтение предложений под картинками. Понижение голоса перед точкой.
4). Чтение столбиков слов.
Задания:
Читать с предварительным распределением;
Читать выборочно по картинкам;
На внимание (учитель показывает карточку с буквой ш или ж – ученикидолжны выбрать и прочитать слово с данной буквой.)
VII. Работа с сюжетной картинкой.
1). Рассматривание картинки.
2). Подбор к ней слов с буквой ш.
3).Составление предложений по картинке. Установление аналогий со своим опытом.
VIII. Чтение текста «Хороша зима».
1). Чтение текста учителем.
2). Выяснение, о ком прочитан рассказ, как зовут детей.
3). Чтение текста учащимися по цепочке и с эстафетой.
4). Ответы на вопросы по тексту:
У кого лыжи и палки?
Почему Миша возит Жору? (Найти в тексте ответ и прочитать.)
Что делают Наташа и Марина?
Кого возит Саша? (Прочитать.)
Почему он возит Нину?
IX. Оценка работы учащихся, подведение итогов урока (подсчет фишек-очков).