СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ч], БУКВЫ Ч, ч
I. Чтение с доски.
1. Мягкий знак как показатель мягкости.
хорь |
окунь |
|
хорьки |
окуньки |
|
конь |
пальто |
|
коньки |
больно |
|
2. Разделительный Ь. |
|
|
друзья |
шьёт пьёт |
стулья |
братья шьют льёт платье
стулья семья льют братья
НАША СЕМЬЯ
Папа работает на заводе. Он столяр. Он делает столы и стулья. Мама работает на фабрике. Она шьет платья. Я учусь в школе. Мои братья ходят в садик. Наша семья дружная.
II. Работа по теме.
1.Фонетическая зарядка.
Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик.)
Выделение звука [ч’], артикуляция.
Вывод: согласный, глухой, всегда мягкий.
Чистоговорки.
Ча-ча-ча — горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу — молоточком я стучу.
Оч-оч-оч — наступила ночь.
Заяц волка замещает,
Всех косых не… (замечает).
4- Доскажи словечко.
У них усы не для красы –
Они показывают время
И называются… (часы).
5. Запомните слова со звуком [ч], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Кто живет в часах».
КТО ЖИВЕТ В ЧАСАХ
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны — в горах, я чайники — на кухне. Черепахи живут в Песке, червяки — в земле, а чучело — на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок — на чердаке, а в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что а черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.
Но вот, кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни раскручивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.
Кто же тогда там тикает?
Чудеса!
III. Физкультминутка.
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который-час?
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так:
Ноги вместе, руки на пояс.
(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, : часики.)
Тик-так, тик-так.
IV. Знакомство с буквой Ч (картинка).
1. Стихи.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
На часок мы зашли к черепашке.
Черепашка подала чайник и чашки,
Поползла потом к соседке за чаем.
Что-то долго мы хозяйку ожидаем.
Чижик-пыжик,
Где ты был?
«Я в саду чечетку бил.
Лапки пляшут чисто, четко,
Получается чечетка!»
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов
А часы стоят на месте.
2. На что похожа буква Ч?
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Г. Виеру
3. Место буквы в. алфавите.
V. Чтение с доски и печатание буквы, слогов, слов и предложений.
Звук [ч’] всегда мягкий, но в слоге ча принято писать букву я. В этом случае не надо обозначать мягкость предшествующего согласного, г.к. он всегда мягкий. Аналогично чу.
Ч ч ча часы стучу
чи чу часок кричу
че чо часики молчу
Печатать я училась,
По клавишам стучала,
И вот что получилось,
Прочту-ка все сначала:
«Плывет по небу ручка.
Лежит в портфеле тучка.
У пса большая папа.
Пришел с работы лапа.
Кипит в кастрюле Маша.
Бежит по саду каша.
Сидят мурлычут мошки.
Слетелись к лампе кошки».
Г. Сатир
Штриховка «Черепаха».
Итог.