СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [н, н], БУКВЫ Н, н. ПОНЯТИЕ «СЛОГ». ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Н
Цели: дать понятие «согласный звук». Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [н], познакомить с буквами Н, н. Ввести понятие «слог». Чтение слогов-слияний с буквой Н. Развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить умению слушать друг друга и учителя.
Оборудование: картинки – барабан, баран, конь, налим; таблица слогов Л. Толстого.
ПЛАН
I.Печатание букв под диктовку: А, а, И, и, О, о, ы, Э, э, У, у.
II.Работа по теме.
1.Знакомство со звуками [н, н’], буквами Н, н.
Фонетическая зарядка.
Как погоняют лошадь? (Но-но-но.) Какой звук знаком в этом слове? [о]. Какой не знаете? [н].
Выделение звука [и] из слова барабан (картинка).
Произнесите слово. Какой последний звук слышите? (Барабан-н-н).
Артикуляция.
Произнесем его еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (Ответы детей.)
Можно ли спеть его? (Нет.)
Легко ли воздух проходит? (Нет. Его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос.)
Звуки, при произнесении которых воздух задерживается, называются согласными.
Произнесите еще раз этот звук [н]. А в слове «конь» (картинка) какой последний звук слышите? Сравните их. Сделайте вывод. ([Н] бывает твердым и мягким.)
Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)
Звуки, при произнесении которых участвует голос, называются звонкими.
Сделайте вывод: что вы узнали о новом звуке? (Он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.)
Игра «Где звук». Определите позицию звука в словах: нос, санки, низко, пятница, красный, кони, ночь, окна, огонек, носорог.
Придумывание детьми слов с новым звуком. Место его в слове.
Игра«Кто внимательный?».
Запомните слова со звуками [н, н’], которые встретятся вам в рассказе Г. Юдина «Буратиний нос».
БУРАТИНИЙ НОС
На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он — Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
-Надоело мне этот Буратиний нос делать, — бурчит Никита, — лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается! Надулся Никита.
-Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
-Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что
был одет невидимкой, потому они меня и не видели.
а)Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.
б)Называют слова, которые запомнили, со звуками [н, н’].
7.Знакомство с буквами Н, н.
Звуки [н, н’] записываются одной буквой Н, н.
Показ картинки налим (чтение стихотворения).
Нелегко поймать налима.
Вот вильнул хвостом, И… мимо, . Мимо рук и мимо ног.
Я его поймать не мог!
РАЗНЫЕ НОСЫ
Нос не в свои дела суют. Носами перед сном клюют. Зато один веселый нос Папаша Карло нам принес.
Я. Аким
Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я.
Как бы нос
К банке с медом
Не прирос.
Ф. Бобылев
Нам ни к чему такие шутки!
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног.
Наверно, это носорог.
Место буквы в алфавите.
На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки!
Е. Тарлапан
8. Игра «На что похожа буква Н?».
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
В. Степанов
III.Физкультминутка «Ножки».
НОЖКИ
Ножки накрест — опускайся
И команды дожидайся.
И когда скажу: «Вставай!» -Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке…
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Где мы живем.
(Все слова сопровождаются движениями.)
IV.Чтение слогов-слияний (Приложение1).
Гласная буква образует слог, сколько гласных – столько слогов.
V.Печатание букв Н, н, слогов: на, но, ну, ны, ни.
VI.Чтение «Волшебной таблицы» с буквами м, л (Приложение 2).
VII.Игра «Доскажи словечко».
Часовщик, прищурив глаз,А петух с колючим ежиком
Чинит часики для… (нас).Режут сало острым … (ножиком).
Кто один имеет рог?
Отгадайте!., (носорог)
VIII Словарь. Нос.
НОС
У Буратино, например, из-за его любопытного носа были одни неприятности. А животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Добывают себе пищу, как дятел, который носом-клювом долбит деревья и вытаскивает оттуда насекомых. Рыба-меч своим страшным носом протыкает рыб. Свинья своим носом, как экскаватором, роет землю, отыскивает корешки. Своим носом-иголочкой комар сосет кровь. Хобот у слона — это и рука, и нос, и… душ в жаркую погоду. Цепляясь своим крючковатым клювом, попугай лазает по веткам. А есть дикие куры, у которых нос- это… термометр!
Им они измеряют температуру песка, в котором закопали яйца.
IX.Штриховка «Чайник»
X.Итог. Что нового узнали?