СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [х, х’], БУКВЫ X, х
I. Чтение текстов с доски.
роща чаща ищу чулки
щука чайник кричу чайка
РОЩА
Вот роща. Около рощи луг. На лугу растет щавель. В роще растут ландыши. Нина собирала щавель.
-Ау, Таня! Ты где?
Я в роще. Я ищу ландыши.
Таня, иди рви щавель. Мама сварит щи.
П. Работа по теме.
1.Фонетическая зарядка.
Как мы смеемся? (Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!)
2.Выделение звука. Артикуляция.
Характеристика звука: согласный, глухой, может быть и твердым, и мягким.
Хлопните в ладоши, если услышите звук [х, х’]: хитрый, хороший, шорох, шипеть, хор, хруст, ахать, хлеб, шелк, пахать, запах.
Придумывание слов с новым звуком.
5.Запомните слова со звуком [х, х], которые встретятся вам в сказке.
ХОМЯК-ХВАСТУН
Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
-Хотите верьте, хотите нет, — начинал хомяк, — а однажды я прорыл ход сквозь землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
Ух ты! — восхитились хомяки.
Иду себе дальше. Снег под ногами — хруст-хруст.
Смотрю — лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
-Что потом, что?! — хором спросили хомяки.
-Хорошенькое дело! — обиделся хвастунишка, — Вы думаете, так легко приумывать про то, чего никогда не видел?!
III.Физкультминутка.
Хомка
Хомка-хомка-хомячок,.Подметает хомка хатку
Полосатенький бочок.И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает,Раз, два, три, четыре, пять!
Щеки моет,Хомка хочет сильным стать.
Шейку трет. ‘
IV.Знакомство с буквой X, х (картинка).
Хорек ходил на елку к волку, Унес хлопушку втихомолку. Теперь хорек своей хлопушкой Зверей пугает, словно пушкой.
1. Стихи.
Хомячок, хомячок,
Рыжий кругленький бочок.
Больно твой букет хорош,
Ты кому его несешь?
«Я букет нарвал в лесу,
Другу суслику несу».
2.На что похожа буква X?
X — забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
Место буквы в алфавите.
Игра «Доскажи словечко!».
Загадка эта нелегка:Хлоп — и конфета
Пишусь всегда через два К:стреляет,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,Как пушка!
А называюсь я… (хоккей).Каждому ясно: это… (хлопушка).
V. Чтение слов, предложений. Печатание.
Хх ха ах уха муха
ху ух ухо сухо
хо ох хор сухарь
Чиж
У девочки был чиж. Чиж жил в клетке и все молчал. Девочка выпустила чижа на волю. Чиж полетел и весело запел.
VI. Беседа «Зачем нужны хвосты?».
ХВОСТЫ
Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул, и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него они не смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. А бекас, кроме этого, еще и поет им. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. У обезьяны — это еще одна дополнительная рука. А у лошадей и коров хвост — мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она пугает врагов. Если кто-то захочет поймать за хвост ящерицу, хвост оторвется, а на его месте вскоре вырастет новый!
Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и слушались его.
Штриховка (геометрические фигуры по шаблонной линейке).
Итог.