Сценарий досуга: “Завивание берёзы” (Группа “Почемучки”)
Программное содержание:
Формировать умение бережно относиться к окружающей природе. Содействовать накоплению знаний о фольклорных праздниках, традициях.
Развивать умения самостоятельно и активно действовать в игровой, проблемной ситуации. Содействовать творческому развитию детей.
Развивать умения чисто интонировать мелодию песни, самостоятельно следить за пластичностью движений в танцевальных композициях.
Предварительная работа:
На музыкальных занятиях разучиваются песни, хороводы, музыкальные игры.
На занятиях по развитию речи дети знакомятся с фольклором.
Проводятся беседы на тему фольклорных праздников, их значения в жизни наших предков. Взрослые и дети готовят костюмы персонажей, оформление утренника.
Оборудование:
Украшения для берёз, оборудование для игр и хороводов, костюмы персонажей.
Угощения для детей.
Действующие лица:
Ведущий
Берёзка
Леший
Кикимора
Праздник проводится на улице. У центрального входа стоят дети в народных костюмах. В руках разноцветные ленты, обрядовое печенье «козули» на ленточках. На крыльцо выходит ведущая и 2—3 девочки. В руках подносы, покрытые рушниками. На рушниках — пироги.
Ведущая:
Улица широкая разукрашена
Ветками зелеными,
Лентами алыми,
Гудками да волынками,
Молодцами, молодицами,
Да и красными девицами.
Выходите, гости добрые,на улицу.
Поплясать, поиграть, повеселиться.
Все направляются к самой красивой березке, растущей на участке детского сада. Дети приплясывают, размахивают лентами и на пути к березке поют песню. Подходят к березке и приветствуют ее поклоном.
Ведущая:
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Пироги принесли со малинкою.
Завивайся, березонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе приехали,
С лентами алыми, пирогами горячими,
С песнями звонкими, с плясками веселыми.
Прими, березонька, наши подарки.
Дети наряжают березку в ленты и вешают печенье, пироги кладут под березу.
Ведущая:
Ты, березка, белая, Девица красная,
Веточки зеленые заплети, заплети.
Нам веночки девичьи подари, подари.
Девочки берут под березкой веночки, мальчики садятся на пенечки и берут лежащие рядом музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещотки и др.).
Ведущая:
Пойдем, девушки, завивать веночки, завьем веночки, завьем зеленые.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен.
А я, молодешенька,
Весь год веселешенька.
Исполняется хоровод.
Мальчики играют на музыкальных инструментах. После хоровода ведущая вводит в круг девушку-«березку» (воспитатель). На Березке белый сарафан в черные горизонтальные полоски, зеленая свободная кофта, венок из березовых веток на голове.
Ведущая:
Ой, ты, белая береза,
Во поле стояла,
Во поле стояла,
Листьями шумела.
Ой, ты, красная девица,
Красна девица-душа,
Красна девица-душа,
Выбирай-ка молодца!
Березка начинает хороводную игру « » (русская народная мелодия). Затем вместо Березки игру ведут одна за другой несколько девочек.
Березка: Попляшите со мной, девицы-красавицы, душеньки-подруженьки.
Мальчики садятся на пенечки. Девочки танцуют вместе с Березкой под русскую народную песню «Во поле береза стояла». В конце танца останавливаются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 4—5 м. Ведущая и Березка идут между шеренгами навстречу друг другу и кланяются.
Ведущая:
Кумушка-голубушка,
Серая кукушечка,
Давай покумимся.
Ты мне кумушка,
Кумушка-голубушка
Горюшко размыкаем,
Будешь мне помощница,
Рукам моим пособница.
Березка:
Кумушка-кума,
Давай покумимся с тобой,
Не ругаться и не драться,
Троицы дождаться.
Ведущая и Березка обмениваются веночками (кумятся — становятся верными подругами), затем расходятся со словами:
Ведущая:
Уж вы, кумушки-голубки,
Вы кумитесь, вы водитесь,
Будете цветочки рвать,
Сорвите и мне.
Березка:
Будете веночки вить,
Свейте и мне.
Будете на головку класть,
Положите и мне.
Девочки с поклоном обмениваются веночками (кумятся). Внезапно с шумом появляется Леший.
Леший: Расшумелись, раскричались. В мой лес пришли, песни поют, ветками трещат, мне спать не дают. Вот я вас! Кикимора! Кикимора!
Кикимора: Иду, иду…
Леший и Кикимора гоняются за детьми, пытаются отобрать веночки. Внезапно Леший останавливается и принюхивается.
Леший: Пахнет пирогами.
Леший и Кикимора ищут пироги. Ведущая зовет детей на помощь. Дети окружают Березку и не отдают пироги. Кикимора хочет быть такой же красивой и нарядной, как Береза, и просит детей подарить ей ленточку- Ей предлагают сплясать. Леший и Кикимора пляшут- Дети хлопают, а затем и дети пляшут вместе с Лешим и Кикиморой. Кикиморе дети дарят ленточку и приглашают вместе с Лешим в хоровод. Хоровод « » После хоровода проводится музыкальная игра с березовыми веточками, на каждой из которой разная по цвету лента. Все участвующие в действии взрослые играют и поют вместе с детьми.
Ведущая: А вот теперь пора и пироги есть со малинкою. Угощайтесь, девицы, угощайтесь, молодцы, угощайтесь, гости дорогие. Под березки садитесь, желания загадывайте. Угадает березка ваши мысли, все желания сбудутся, силы и молодости прибавится.
Все участники едят пироги, угощают гостей. Ведущая берет бутафорскую (заготовленную) березку с длинными лентами. Дети держатся за ленты и с песней идут по территории д/сада, останавливаясь возле берез, наряжая их лентами. Праздник заканчивается у центрального входа.
Ведущая:
Прощайте, девицы,
Прощайте, молодцы,
Прощайте, гости дорогие!
До новых берез,
До красной зари,
До новой травы.
Список используемой литературы.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.И. Музыка и движение М.1984г.
Михайлова М.А. Праздники в детском саду Ярославль 2001г.
Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Мир праздников для дошкольников М.2006г.
Липатникова Т.Н. Подарки для малышей Ярославль 2006г.