Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения

0

Из опыта работы З.Н.Тюбекиной, ДОУ №12 для детей с нарушением зрения, г. Королев

Приводится содержание коррекцнонных занятий, упражнений, заданий по развитию осязания и моторики рук у детей с нарушениями зрения на основе диагностического обследования.

Дети с глазной патологией испытывают трудности с письмом: быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется рабочая строка.

Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы класса. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия вызывают у них напряжение, состояние тревоги.

Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: развитие ручной умелости через выполнение предметно-практических действий, изготовление поделок, в процессе чего развиваются такие качества, как глазомер, аккуратность, внимание и т.д. Идет развитие пространственной ориентировки, в частности, сначала на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее — развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений.

Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование.

С чем мы сталкиваемся на практике? Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это и приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности, с чем мы и встречаемся на практике работы.

Опишу свой опыт на примере одной дошкольной группы. В начале учебного года я провела диагностическое обследование. У 10 детей (слабовидящих и с амб-лиопией и косоглазием) результаты оказались следующими: планомерно умел обследовать 1 ребенок, остальные действовали хаотично; двумя руками умели работать 4 ребенка, а у 6 человек правая или левая рука не участвовали в выполнении задания (даже при собирании матрешки). Практически все дети были достаточно пассивны и нуждались в стимуляции педагога. Графические навыки на уровне возрастных требований отмечались только у двух детей, навык владения карандашом отмечен тоже у двух; многие не умели пользоваться ножницами. Дети плохо узнавали поверхности. Результаты обследования послужили ориентиром при планировании содержания коррекционных занятий, упражнений, заданий по развитию осязания и моторики рук.

Дети с нарушением зрения нуждаются в специальном развитии осязания и моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий на занятиях в группах и в бытовой деятельности. Эта проблема заставила меня ближе подойти к вопросу работы с этой группой детей, так как одной из задач в работе является подготовка руки к письму посредством выполнения специальных упражнений в тетради.

Раз в неделю провожу коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики, но и на других занятиях часть времени использую для упражнений или игровых заданий на развитие осязания.

В процессе работы по любой теме нахожу благоприятные условия для отработки, закрепления и автоматизации умений и навыков, приобретаемых детьми на коррекционных занятиях по развитию осязательной чувствительности и мелкой моторики. Например, при знакомстве детей с дикими и домашними животными даю обводку по контуру через кальку с помощью фломастера. Предлагаю работу на приборе «Светлячок» с дополнительной световой стимуляцией по той же теме или работу по обводке пальцем контурных изображений в альбоме «Силуэтные и контурные изображения». Этот альбом состоит из силуэтных и контурных рисунков различных объектов, подобранных в соответствии с программными темами (домашние, дикие животные, транспорт, мебель и др.). Для развития осязания и мелкой моторики использую различные виды деятельности:

  • конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;
  • раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок различной величины, чашей-вкладышей);
  • складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на индивидуальных фланелеграфах по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур! букв и др.;
  • сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации на специально созданных тренажерах;
  • застегивание и расстегивание различной формы, величины и цвета пуговиц;
  • вместо пластилина часто использую тесто, работа с которым доставляет детям много радости. Тесто более пластично, хорошо разрабатывает пальцы, заставляет детей фантазировать;
  • рваную аппликацию (мозаичное конструирование) с предварительным разрыванием различного цвета бумаги, разного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор».

Прививаю любовь к работе с бумагой, делая с помощью ножниц, клея, подручных материалов разнообразные игрушки к праздникам. Кроме огромного удовольствия этот род занятий помогает детям с нарушением зрения развивать важные навыки координации движений, концентрации внимания, пробуждает воображение. Здесь они знакомятся с понятиями: размер, форма, цвет — и способами измерения поверхности.

Для работы с детьми младшей и средней групп изготовила альбом пластических прописей с самыми разнообразными линиями, с помощью которого они успешно овладевают начальными навыками безотрывного письма.

Сделан альбом с фигурами Попель-рейтера, помогающий узнавать контурные изображения и дающий ребенку возможность обвести пальцем угаданный предмет.

На каждом занятии провожу пальчиковую гимнастику, например «Засолка капусты»:

Мы капусту рубим, рубим,. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем.

(Движения руками по тексту.)

Не упускаю случая, чтобы поиграть с ребенком в Золушку, знакомя одновременно с различными крупами: перебираем гречку, рис, пшено, горох, фасоль (помощь на кухне).

Зимой под рукой замечательный материал — снег: разгребаем лопаткой, сгребаем в кучу, лепим снеговиков, играем в снежки, рисуем на снегу.

Лето открывает свои возможности: лепим, строим из песка, рисуем по мок-ромупеску.

Занимаясь лепкой, отдаем предпочтение аппликационной, комбинированной лепке-панораме, лепке-картине.

Занимаясь вышиванием, формируем точные движения.

Естественно, наилучшего результата можно достичь, если ребенок приходит в детский сад в 3 года и проходит все предварительные стадии работы в этом направлении.

Когда движение отрабатывается, ведущая роль, конечно, принадлежит зрительному компоненту. Почему я подробно остановилась на этом? Потому что дети при нормальном видении ослабляют зрительную регуляцию, а дети при нарушении зрения очень долго и скрупулезно стараются работать, не ослабляя зрительной нагрузки. Ведь, казалось бы, когда отработан навык, зрение не столь важно при выполнении того же вышивания, но ребенок склоняется над работой, как будто он это делает в первый раз. Поэтому я на практике часто закрываю детям глаза (кроме детей, страдающих глаукомой), сделав специальные очки для работы (темные). Я это называю выключением глаз и включением умных, «чувствующих» рук. Ведь глаз замечает ошибку, когда она уже возникла, — и это дети часто доказывают своей работой на практике. Нельзя не сказать, что одни навыки требуют меньшего зрительного контроля, а другие — большего. Например, навык правильного владения карандашом, фломастером, мелом, работа с магнитными полосками, навык регуляции силы движения, нажима — меньшего, но если надо передать пространственные свойства предмета — зрительный контроль остается ведущим даже тогда, когда навык отработан.

Мой кабинет пополняется дидактическими играми по развитию мелкой моторики. К «чудесному мешочку» прибавились и «коробка сюрпризов , в которой дети проводят обследование предмета с двух сторон, «рукав-чародей», умеющий скрывать предметы, постоянно загадывающий детям загадки, и др. Мои дети любят играть в игру «Собери на ощупь».

Хочу поподробнее остановиться на играх с использованием сохранных анализаторов, ведь с их помощью ребенок познает и открывает для себя окружающий мир. Еще Фребель утверждал, что «игра — основной рычаг дошкольного воспитания». Для наших детей игра является особенным стимулом, она имеет коррек-ционное значение для физического и психического развития. Поэтому игры присутствуют на любом занятии.

Например, игра «Умные ручки». Ребенку надеваю темные очки, на ощупь он

определяет предмет в «коробке сюрпризов» или отыскивает пару каждому предмету, будь то кубики, палочки, пуговицы и т.д. Эффект двойной: развивается осязание, и формируются понятия об объеме, форме, фактуре предмета. Очень важно, чтобы упражнения были связаны с игровой деятельностью ребенка в его повседневной жизни. И конечно, во всем нужна система. Если сначала развиваю координацию движений с крупными предметами (согласно этапу лечения), то потом перехожу к мелким. В первую очередь учу правильно захватывать предмет, удерживать его, затем разложить предметы на бумаге с нарисованными контурами предметов по размеру, цвету, форме; далее ввожу упражнения с буквами и цифрами.

Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разноцветных косточек по спирали, вырезывание по контуру, раскрашивание.

Хорошо укрепляют мышцы рук, развивают мышечную силу сжимания резиновой губки, теннисного мячика, массажного мячика, который так любят дети, называя его ежиком. В кабинете имеется набор массажных звучащих мячиков, которые на определенную силу нажима издают разный по силу звук.

Чтобы помочь детям быстрее запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении, провожу с ними работу по выкладыванию букв из различных материалов, Этап конструирования букв является особо важным, так как в формировании образа букв участвуют зрительные, мышечные и осязательные чувства, а при их произношении — слуховой анализатор.

Вся эта работа подводит к тому, что, развив мелкую моторику, я начинаю работу по выработке графических навыков у детей при подготовке к школе.

В своей работе уже третий год использую «Тетрадь комфортного письма» с оптимально выбранной разлиновкой и цветным полем. Цветовой фон листа благоприятен для зрения, рабочее поле листа ограничено рамками красного цвета. Все это помогает детям с ослабленным зрением правильно располагать текст при письме, они меньше напрягают зрение в процессе работы. Тетрадь хороша

тем, что в ней можно некоторые виды работ выполнять фломастером, что улучшает цветораэличение, например при рисовании «цветных ступенек» или обозначении прямой стороны (при работе с клеткой), верхнего и нижнего края красным фломастером, а левой — фломастером синего цвета на начальном этапе обучения работы с клеткой.

Ребенку с нарушением зрения трудно провести линию нужного размера. Легче детям удается рисование вертикальных, а не горизонтальных линий. Некоторым разлиновка мешает, а не помогает, так как усиливается зрительное напряжение. В таких случаях начальный этап при подготовке работы в тетради провожу в альбоме без разлиновки.

Мой опыт показывает, что необходима последовательность работы ребенка в тетради. Начинаю работу в тетрадях комфортного письма в старшей группе со второй половины учебного года Необходимы хорошая освещенность рабочего места, расстояние от глаз до тетради — не менее 33 см, контроль за правильной осанкой ребенка. В тетради комфортного письма за годы работы с детьми с нарушением зрения определила свою, наиболее щадящую, но в то же время эффективную систему работы.

Система работы в тетради включает в себя следующие разделы:

  • знакомство с тетрадью (обложка, листы, страницы);
  • знакомство со страницей (линии, клетки-квадраты);
  • выполнение постепенно усложняющихся упражнений.

Имею подборку упражнений для индивидуальных и подгрушювых занятий с детьми с глазной патологией, для самостоятельной работы, для работы дома. При выполнении упражнений обращаю внимание на время непрерывной зрительной нагрузки, на обязательное проведение снятия зрительного утомления. Дети с близорукостью и высокой степенью амблиопии используют для письма фломастеры.

Примеры упражнений

Упражнение1

По точкам изобрази геометрическую фигуру. Как она называется?

Внутри фигуры по линиям проведи прямые линии сверху вниз и слева направо.

В центре каждой клетки поставь точку.

Упражнение №2.

Начерти линию слева направо, начиная от красной линии и кончая красной контрольной линией, а под ней, отступив клетку вниз, проведи такую же.

Между линиями выполни частую штриховку линиями сверху вниз, не заходя за них.

Упражнение №3 (работа с клеткой).

Поставь точку в каждой клетке строки (интервалы между клетками с точками могут быть самыми различными, но заданными).

Упражнения №4, 5.

Начерти на строке прямые линии сверху вниз через одну клетку (далее различные интервалы).

Нарисуй прямые линии сверху вниз длиной в одну клетку (далее с различными интервалами).

Выполняются аналогичные, задания в горизонтальном направлении.

Упражнения № 6, 7, 8, 9 (безотрывное написание элементов «уголки»).

Обведи левый нижний угол через клетку.

Обведи правый нижний угол через клетку.

Обведи левый верхний угол через клетку.

Обведи правый верхний угол через клетку.

Упражнение №10.

Обведи клетку полностью, продолжи далее с разными интервалами.

Закрась клетки, чередуя красный и зеленый цвет.

Упражнение 11 (цветовой спектр «Цветные ступеньки»).

Работа идет по 7 клеткам (7 цветов спектра): на первой строке надо раскрасить клетки подряд в основные цвета спектра.

С каждой последующей строкой вниз идет смещение на одну клетку вправо, начиная с первого цвета. Осуществи контроль через счет клеток и цвет В каждой строке.

Упражнение 12.

(По опорный точкам обведи прямоугольник, квадрат).

Назови полученные геометрические фигуры.

Сколько клеток в квадрате? Прямоугольнике?

Сколько клеток между фигурами?

Раскрась прямоугольники в синий цвет, квадраты — в красный.

Упражнение №13.

Нарисуй по опорным точкам квадраты.

Какие квадраты по величине? Сколько клеток в квадратах?

Раскрась маленькие квадраты в теплые тона, большие — в холодные.

Упражнение №14. Обведи клетку.

Обведи клетки (с различными интервалами), раскрась их в теплые тона.

Упражнения №/5, 16, 17. Рисование по клеткам орнаментов по заданию.

Упражнения №18, 19 (несколько упражнений по наклонным прямым).

Проведи в каждой клетке строки линию из правого верхнего угла в левый нижний угол, далее — с различными интервалами.

Проведи в каждой клетке строки линию из левого верхнего угла в правый нижний угол, далее — с разными интервалами.

Упражнения №20, 21 (зеркальное рисование различных элементов).

Флажки треугольной формы, их расположение вправо, влево (вправо —

раскрась красным цветом, влево — синим).

Флажки квадратной формы, прямоугольной, чередуя через одну клетку.

Флажки по ниточке треугольной, прямоугольной, квадратной формы; чередование через одну клетку (флажки треугольной формы раскрась красным, прямоугольной — зеленым, квадратной — синим) и т.д.

Усложнение идет по следующей схеме: работа по рисованию прямых линий в разных направлениях, рисование круглых элементов, волнистых линий, рисование элементов цифр, цифр, элементов букв, букв; их зеркальное рисование. Постепенное усложнение в работе принесло положительные результаты: дети усвоили порядок работы в тетради, научились зрительно анализировать задание, запоминать порядок его выполнения, отражать его в речи, устанавливать сходство и различие.

В процессе работы усовершенствовалась зрительно-двигательная координация, ориентация в микропространстве, развились зрительное внимание, память, логическое мышление, сформировалась правильная осанка. В результате повседневной комплексной коррекционной par боты в мае я получила хорошие результаты по развитию осязания и мелкой моторики у детей, с которыми занималась в тесном контакте с логопедом, воспитателями и родителями. Результаты обследования: по способу осязания двумя руками работали все дети, по культуре осязания к планомерной приблизились 7 детей, овладели карандашом и ножницами все дети.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.