Рабочая программа педагога по ритмике, 2 класс (VIII вид)

1

Пояснительная записка

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном

учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психи­ческого и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свой­ственные ритмике,

способствуют общему развитию млад­ших умственно отсталых школьников, исправлению недо­статков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является му­зыкально-ритмическая

деятельность детей. Они учатся слу­шать музыку, выполнять под музыку разнообразные движе­ния, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в

колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шара­ми, лентами и т. д. — развивают

ловкость, быстроту реак­ции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у

детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблю­дать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений меша­ют овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоци­ональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер

(веселая, грустная), развивают спо­собность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки поз­воляет разнообразить приемы движений и характер упраж­нений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое

развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии,

развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.

Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляс­ки, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки органи­зованных действий, дисциплинированности, учатся вежли­во обращаться друг с другом.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Уп­ражнения на ориентировку в

пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музы­кальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцеваль­ные упражнения».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их

объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занима­ясь конкретным видом музыкально-ритмической деятель­ности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в

изложенной последовательности. Од­нако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям

ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические

упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных на­выков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку

координационных движений.

Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать

движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Упражнения с детскими музыкальными инструмента­ми рекомендуется начинать с

подготовительных упраж­нений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепле­ние с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

В программу включена игра на детском пианино, аккор­деоне, духовой гармонике.

Принцип игры на этих инстру­ментах примерно одинаков и требует большой свободы, точ­ности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, ме­таллофоном и цитрой.

Задания на координацию движений рук лучше прово­дить после выполнения ритмико

гимнастических упражне­ний, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся

создавать музыкально-двига­тельный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зай­чик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошеч­ка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных

животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), та­ких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и об­щее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инс­ценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе умствен­но отсталые дети успешно показывают в движениях музы­кальную сказку «Муха-Цокотуха».

Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по

привитию навыков четкого и выра­зительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, ос­воение хорового шага связано со спокойной русской мело­дией, а топающего — с озорной плясовой. Почувство­вать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развива­ющий, но и познавательный

характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, го­пак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными дви­жениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, пере­менчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению

находить в движениях харак­терные особенности танцев разных национальностей.

 

1 Comment
  1. ХНА says

    спасибо за программу

Leave A Reply

Your email address will not be published.