Примерная схема уроков чтения и письма в добукварный период обучения грамоте

1

Примерная схема уроков

Чтение

1.     Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

2.     Беседа по сюжетной картине. Обучение правильному построению предложений по вопросам.

3.     Составление предложений по картинке. Моделирование предложения в виде условно-графической записи.

4.     Развитие слухового внимания путем различения звуков окружающей действительности (игры «Волшебный мешочек», «Угадай по звуку, какая игрушка»).

5.     Прослушивание стихотворения или сказки (например, «Кто сказал мяу?»). Ответы на вопросы учителя по содержанию текста.

6.     Отгадывание загадки или разучивание четверостишия с голоса учителя (про кошку).

Письмо

1.     Упражнения для развития моторики кисти и пальцев рук.

2.     Различение комбинаций из цветных полосок (по цвету и расположению). Зрительный диктант.

3.     Соединение точек для получения геометрических фигур. Штриховка их в направлении сверху вниз.

4.     Написание прямой наклонной палочки.

5.     Рисование бордюра.

 

Примерные конспекты уроков

 

Чтение

Тема урока: Учебные вещи (предметы). Понятие «слово».

Задачи урока: практическим путем знакомить учащихся с понятием слово (способствовать усвоению термина слово) и условно-графической записью отдельных слов (названий предметов);

развивать фонематический слух в процессе выделения слова как наиболее конкретизированной единицы речи; обучать приемам сравнения и обобщения; уточнять, обогащать и активизировать словарь детей ( тренировать в использование ими в речи обобщающих слов учебные предметы, игрушки и посуда); развивать разговорную речь, обучать выражению просьбы и благодарности;

воспитывать интерес к учебным занятиям, бережное отношение к учебным предметам.

Оборудование урока: различные предметы (учебные, игрушки, посуда) предметные картинки, условно-графическое изображение слов полоской бумаги.

Ход урока

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

2. Знакомство (или закрепление) с обобщающим названием учебные предметы (вещи).

а) Демонстрация и называние различных предметов с указанием их назначения.

Учитель показывает каждый предмет, а дети (с помощью) называют их. Ведется примерно такой диалог:

─ Какие предметы нам нужны для еды? (Ложка, вилка, нож, тарелка, чашка).

─ Для чего нужна вилка? (Вилка нужна для еды.) И т.д.

─ Положите эти предметы отдельно.

─ Какие предметы нам нужны для игры? (Машинка, кукла, мяч…).

─ Для чего нам нужна кукла? (Кукла нужна для игры.) И т.д. Отложите эти предметы.

─ Какие предметы остались на столе? (книга, тетрадь, ручка, карандаш, резинка, портфель). Для чего нужны эти предметы? Кто догадался? (Эти предметы нужны для учебы в школе. Поэтому они называются учебные предметы).

Обобщающее название «учебные предметы».

─ Где лежат ваши учебные предметы? (в портфеле).

─ Достаньте из портфеля и положите на парту свои учебные предметы. Какие у вас учебные предметы? (У меня есть ручка, карандаш…и.т.д.). (можно использовать букварную страничку с их изображением.)

3. Игра «Магазин». На полках лежат различные предметы. Надо купить только учебные. Дети учаться вежливо выражать свою просьбу: Дайте пожалуйста пенал…В роли продавца может быть учитель.(В виде игры можно предложить детям общаться парами и учиться выражать свою просьбу: Таня, дай, пожалуйста, линейку.)

4. Знакомство с термином «слово».

а). Предъявление и называние двух-трех предметов (ручка, вилка, ложка) словами.

б). Определение количества предъявленных предметов и количества названных слов.

─ Сколько предметов вы назвали? Значит сколько слов вы сказали? Повторите первое слово (учитель указывает на ручку), повторите второе слово (указывает на вилку), повторите третье слово (указывает на ложку). Сколько же всего слов вы сказали? (Три.)

5. Условно-графическая запись слов полоской бумаги.

На доске учитель (у себя на парте ─ каждый ученик) выкладывает столько полосок, сколько названо слов.

6. Физминутка.

7. Работа с картинками, на которых изображены школьные вещи: а) правильное называние изображенных предметов; б) определение количества изображенных предметов; в) определение количества названных слов; г) условно-графическая запись этих слов.

8. Упражнение: а) определить количество слов (пока только названия предметов), названных учителем (двух-трех), без наглядного подкрепления; б) по заданию учителя назвать два-три предмета.

─ Сколько слов я сказала?

─ Сколько полосок мы выложили на парте?

─ Какое первое слово? второе? третье?

9. Игра «Четвертый лишний»: называние изображенных на рисунках предметов; определение лишнего для данного видового ряда предмета (например, портфель, книга, тетрадь, кукла; пирамидка, кукла, мишка, ручка и др.); объяснение учениками результатов выполнения задания с правильным использованием обобщающих слов; условно-графическая запись нужных слов.

10. Итог занятия.

 

1 Comment
  1. ignatovrjy says

    Спасибо! Замечательно написано. С большим уважением, Ваш давний читатель Леонид Ильич Федоров из города Якутска. Завтра снова зайду. До новых встречь!

Leave A Reply

Your email address will not be published.