Правописание парных звонких согласных в середине и в конце слова

0

         Одной из орфографических тем, над которой работает логопед — это «Право писание парных звонких согласных в середине и в конце слова». Логопеды называют её «Оглушение парных звонких согласных  в середине и конце слова».

       В логопедии эту тему называют пограничной. То  есть её можно отнести как к орфографической и рассматривать как не усвоение правила , несформированности умения  подбирать проверочные слова, неумение пользоваться своими знаниями. Так и логопедической и рассматривать данные ошибки как результат нарушения фонетико-фонематического слуха и восприятия.

        Рассмотрим ряд примеров оглушения звонких парных согласных, точнее, примеров ошибок, которые допускают как дети-логопаты, так и учащиеся массовых классов. Мы наблюдаем характерные ошибки (реткий, рат), ошибки, назовём их, «наоборот», т.е. правило знаю, а пользуюсь неверно (лез-лес, шкав –шкаф). И вот ошибки особой категории, когда происходит замена парных звонких согласных в местах, где чётко слышится звонкий звук (берлога –перлога; дупло –дубло; забирались –запирались). Эти ошибки, которые допускают дети-логопаты, имеющие дисграфию.

 

       Цель логопедических занятий:

1.     Наблюдение  учащимися за несовпадением норм произношения с нормами правописания.

2.     Упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных.

    Собственно цели учителя – логопеда совпадают с целями  учителя начальной школы.

      Прежде чем приступить к работе по коррекции нарушений оглушения парных звонких согласных  у учащихся, логопед проводит подготовительную, предварительную работу. Это дифференциация парных согласных. Дифференциация каждой пары согласных проводится отдельно. Причём, время, продолжительность работы, определяется самим логопедом по необходимости. Логопед неограничен требованиями реализации программы, в отличии от учителя, а значит при необходимости, как уже говорилось. может продлить время работы или обратиться к той или иной паре согласных несколько раз.

      Начинается работа с разбора артикуляции, сравнения произношения звуков изолированно, затем дифференциации  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

       Предлагаются разные виды работы:

·        Чтение слогов, слоговых дорожек:

          ПА-БА-ПА         ВУ-ФУ-ВУ

          СО-ЗО-СО          ГИ-КИ-КИ

·        Запоминание и повторение слогов и слов после одного проговаривания (по цепочке или одним учеником).

·        Графические диктанты.

·        Запись слов в 2 столбика с заданными звуками .

·        Определение места звука в слове.

·        Составление словосочетаний (сущ. + прил.; числ. +сущ.) на заданный звук.

Составление и запись предложений:

·        В котором, все слова начинаются с заданного звука (Папа пробует пастилу. Борис бросил бумажку.).

·        Запись предложения после одного проговаривания.

·        Графическая запись предложений.

       Особо интересным видом работы, на мой взгляд, является работа с паронимами. Проводится она в следующем порядке:

·        Прочти (запиши и прочти) слова.

·        Скажи, чем отличаются слова (буквами/ звуками)

·        Изменяется ли смысл слова?

·        Составь и запиши предложение со словом, с другим словом.

        Завершив, подготовительную работу, переходим непосредственно к оглушению парных звонких согласных. Работаем по следующей схеме:

1.     Рассмотри картинку .

2.     Назови, что изображено.

3.     Определи, какой звук стоит в слове третьим.

4.     Сравни с написанием (ложка – чашка, лодка – ветка).

5.     Обрати внимание, какая согласная буква стоит после звонкой парной согласной.

       Аналогично проводится наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов. Обращается внимание, что оглушение в данном случае происходит из-за местоположения звука в слове (конец слова). Работа по этим темам, естественно, проводится в разное время.

       Закончив процесс наблюдения, логопед проводит беседу о том, что оглушение объясняется соседством глухого согласного звука, в данных примерах звука [к], или любого другого глухого согласного. И если устранить это соседство, то звук зазвучит звонко, без искажения. А способствовать этому будут гласные звуки и буквы.

      Подчёркивается, что оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных.

       Обязательно проводится наблюдение и сравнение  написания и произношения.

       Вводится правило, которое взято из русского языка: парную согласную проверяй гласной.

      Логопедом используются традиционные упражнения подбора проверочных слов.

·        Образование единственного и множественного числа (игра «Один – много»).

·        Образование уменьшительно — ласкательной формы( игра «Ласковые слова», «Большой – маленький»).

·        Образование прилагательных от существительных.

        Одним из видов работы по формированию умения подбирать проверочные слова является работа со схемами.  Это интересный и то же время достаточно сложный вид работы.

        В заключении хотелось бы пожелать, чтобы совместная работа учителя – логопеда и учителя начальной школы  принесла положительные результаты и не позволила бы нашим ученикам допускать подобные ошибки.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.