Правописание парных звонких согласных в середине и в конце слова
Одной из орфографических тем, над которой работает логопед — это «Право писание парных звонких согласных в середине и в конце слова». Логопеды называют её «Оглушение парных звонких согласных в середине и конце слова».
В логопедии эту тему называют пограничной. То есть её можно отнести как к орфографической и рассматривать как не усвоение правила , несформированности умения подбирать проверочные слова, неумение пользоваться своими знаниями. Так и логопедической и рассматривать данные ошибки как результат нарушения фонетико-фонематического слуха и восприятия.
Рассмотрим ряд примеров оглушения звонких парных согласных, точнее, примеров ошибок, которые допускают как дети-логопаты, так и учащиеся массовых классов. Мы наблюдаем характерные ошибки (реткий, рат), ошибки, назовём их, «наоборот», т.е. правило знаю, а пользуюсь неверно (лез-лес, шкав –шкаф). И вот ошибки особой категории, когда происходит замена парных звонких согласных в местах, где чётко слышится звонкий звук (берлога –перлога; дупло –дубло; забирались –запирались). Эти ошибки, которые допускают дети-логопаты, имеющие дисграфию.
Цель логопедических занятий:
1. Наблюдение учащимися за несовпадением норм произношения с нормами правописания.
2. Упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных.
Собственно цели учителя – логопеда совпадают с целями учителя начальной школы.
Прежде чем приступить к работе по коррекции нарушений оглушения парных звонких согласных у учащихся, логопед проводит подготовительную, предварительную работу. Это дифференциация парных согласных. Дифференциация каждой пары согласных проводится отдельно. Причём, время, продолжительность работы, определяется самим логопедом по необходимости. Логопед неограничен требованиями реализации программы, в отличии от учителя, а значит при необходимости, как уже говорилось. может продлить время работы или обратиться к той или иной паре согласных несколько раз.
Начинается работа с разбора артикуляции, сравнения произношения звуков изолированно, затем дифференциации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Предлагаются разные виды работы:
· Чтение слогов, слоговых дорожек:
ПА-БА-ПА ВУ-ФУ-ВУ
СО-ЗО-СО ГИ-КИ-КИ
· Запоминание и повторение слогов и слов после одного проговаривания (по цепочке или одним учеником).
· Графические диктанты.
· Запись слов в 2 столбика с заданными звуками .
· Определение места звука в слове.
· Составление словосочетаний (сущ. + прил.; числ. +сущ.) на заданный звук.
Составление и запись предложений:
· В котором, все слова начинаются с заданного звука (Папа пробует пастилу. Борис бросил бумажку.).
· Запись предложения после одного проговаривания.
· Графическая запись предложений.
Особо интересным видом работы, на мой взгляд, является работа с паронимами. Проводится она в следующем порядке:
· Прочти (запиши и прочти) слова.
· Скажи, чем отличаются слова (буквами/ звуками)
· Изменяется ли смысл слова?
· Составь и запиши предложение со словом, с другим словом.
Завершив, подготовительную работу, переходим непосредственно к оглушению парных звонких согласных. Работаем по следующей схеме:
1. Рассмотри картинку .
2. Назови, что изображено.
3. Определи, какой звук стоит в слове третьим.
4. Сравни с написанием (ложка – чашка, лодка – ветка).
5. Обрати внимание, какая согласная буква стоит после звонкой парной согласной.
Аналогично проводится наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов. Обращается внимание, что оглушение в данном случае происходит из-за местоположения звука в слове (конец слова). Работа по этим темам, естественно, проводится в разное время.
Закончив процесс наблюдения, логопед проводит беседу о том, что оглушение объясняется соседством глухого согласного звука, в данных примерах звука [к], или любого другого глухого согласного. И если устранить это соседство, то звук зазвучит звонко, без искажения. А способствовать этому будут гласные звуки и буквы.
Подчёркивается, что оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных.
Обязательно проводится наблюдение и сравнение написания и произношения.
Вводится правило, которое взято из русского языка: парную согласную проверяй гласной.
Логопедом используются традиционные упражнения подбора проверочных слов.
· Образование единственного и множественного числа (игра «Один – много»).
· Образование уменьшительно — ласкательной формы( игра «Ласковые слова», «Большой – маленький»).
· Образование прилагательных от существительных.
Одним из видов работы по формированию умения подбирать проверочные слова является работа со схемами. Это интересный и то же время достаточно сложный вид работы.
В заключении хотелось бы пожелать, чтобы совместная работа учителя – логопеда и учителя начальной школы принесла положительные результаты и не позволила бы нашим ученикам допускать подобные ошибки.