Поиск эффективного метода обучения письму

0

Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап — развитие мускульной памяти, второй — развитие тактильной памяти и третий — закрепление знании и умений с помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются в одном уроке.

Штриховкаразвитие мускульной памяти

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения,  необходимые для этого взаимодействия,  тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Очень  важно,   как  мы  говорим,  поставить руку,  подготовить ее к работе.

Я считаю этот этап определяющим успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили  при  помощи  фигурных линеек   (трафаретов)   с вырезанными на них геометрическими фигурами. Некоторые учителя удивляются: что же здесь особенного, мы всегда стараемся в первые недели учебы штриховать и рисовать с детьми. Особенного действительно ничего нет, но важно заниматься этим, имея перед собой определенную цель.

Правила не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

По данным наблюдений ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, обучаясь, например, писать букву у, ребенок начинает нервничать, так как у него не получается петля. Она у него искривленная, и он запоминает букву искаженной. А петля не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы его пальцев и кисти руки (это особенно относится к первоклассникам-шестилеткам).

Что же в этом случае может помочь? На мой взгляд, это упражнения, развивающие мелкие мышцы его пальцев и кисти руки. Поэтому на первом этапе особое место я отвела такому виду работы, как штриховка, она укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

Когда проводится штриховка? Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до конца периода обучения грамоте (для первоклассников-шестилеток штриховка проводится в течение всего учебного года). На уроке они штрихуют до знакомства с первой буквой и после знакомства с ней.

Я заметила во многих случаях, что при первых попытках в штриховании ребенок не может долго сидеть за этим упражнением: мускулы его руки быстро утомляются. Все начинающие штриховать сильно нажимают на карандаш, причем он часто ломается и рука, его держащая, напрягается: мускулы пальцев еще слабы и в них нет необходимой для этой работы координации. Но работа сама по себе очень увлекательная, и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле.

Наблюдая и сравнивая детские рисунки, мы видим, как расходящиеся во все стороны, выходящие за черту контура штрихи

делаются все легче и определеннее, строго держатся в границах. По этим рисункам можно следить за совершенствованием мускульного аппарата и, если притронуться к руке ребенка через некоторый (большей частью очень короткий) промежуток после первых упражнений, мы не почувствуем уже напряжения мускулов.

Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей.

Таким образом, овладевая механизмом письма, дети выраба-твдают такую уверенность штриха, которой нет даже в более старшем возрасте. Когда они берут впервые авторучку для того, чтобы приступить к письму в тетрадях, они владеют им так же хорошо, как человек, много писавший.

Что необходимо для штриховки? Для штриховки каждому ученику надо иметь альбом (тетрадь для рисования), причем один альбом для выполнения работы в классе, другой для работы дома (его дети заводят по своему желанию; для первоклассника-шестилетки надо только один альбом — для работы в классе), альбомы для раскрашивания, книжки «Игры в картинках», выпускаемые издательством «Малыш», простой и цветные карандаши, фломастеры и ручки с цветными пастами (можно использовать со второго полугодия как семилеткам, так и шестилеткам), трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, которые изготовлены из пластмассы, и набор разных лекал.

В какой последовательности надо работать с линейками-трафаретами и лекалами? Вначале для штриховки дети используют трафарет с геометрическими фигурами. Некоторые фигуры им уже знакомы, так как они работали с ними еще в детском саду. После того как ученики научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (с изображениями предметов и фигур животных), а также лекалами. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Начиная с октября, учащиеся уже штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

На втором месяце обучения учащиеся уже сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекал. Штрихуют они в течение всего периода обучения грамоте, хотя в этом уже нет никакой необходимости. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления.

Со второго полугодия учащимся предлагаются альбомы для раскрашивания, книжки «Игры в картинках». К этому времени дети уже знают все буквы и в свою штриховку активно включают элементы букв. Используя трафареты геометрических фигур, мы с ребятами составляем, чертим по ним целые смысловые композиции — для последующей штриховки.

Как учащиеся работают с трафаретами и лекалами? При работе с трафаретом с геометрическими фигурами надо положить его на лист альбома и простым карандашом обвести знакомые фигуры.

Дети часто настолько увлекаются этой работой, что обводят не только знакомые, но в незнакомые фигуры. Затем трафарет снимается с  листа и каждая геометрическая фигура делится на параллельные  отрезки <штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево!). Расстояние между отрезками (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, г. е. откуда и куда надо рисовать, необходимо указать стрелку.

Возьмите простой или любой цветной карандаш. Первую фигуру (показываю иа первую фигуру наверху слева) вы разделите на одинаковые отрезки, или, другими словами, штрихи. Расстояние между отрезками должно быть одинаковым. Отрезки вы проведете сверху вниз. На конце любого из них нарисуете стрелку, нe заходите за границы фигуры.

Первое время я руковожу действиями детей, направляю их.

Учащиеся постепенно разделили все фигуры «а отрезки, причем чертили не только сверху вииз, во я сииву вверх, слева направо. Некоторые дети в одной фигуре сумели провести штрихи в разных направлениях.

На последующих уроках с помощью трафарета с геометрическими фигурами учащиеся строили разные предметы, заштриховывали их, составляли из фигур смысловые композиции. Например, на уроке чтения дети познакомились со звуками (х) буквами X х, а на уроке письма они «построили» электровоз, вагоны, потом отправились в путешествие, а вернее на экскурсию, в Киев, в Музей хлеба. Или, например, «сделали» комбайн для уборки урожая хлеба. В процессе такой работы у детей развивается познавательный интерес. Они узнают, что хлеб бывает трудным, горьким, вкусным, свежим, горячим, узнают цену хлебу. На этом же уроке решается и другая задача — обогащается речь младшего школьника. Дега знакомятся с такими словами, как хлеб, хлебный, хлебница, хлебопашец, наблюдают за расхождением произношения и написания слова хлеб.

После того как дети научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (предметами), а также с лекалами. Па образцу учителя дети составляют смысловые композиции. Например, на предметном трафарете есть изображение ели, машин и т. д. Обвели один ряд елочек, потом еще один ряд. Образовалась дорога, по ней пойдут машины навстречу друг другу. Вверху летит самолет, светит солнышко. А теперь к слову ель подберем родственные слова: елочка, еловая (шишка), ельник. (Ребята объяснили смысл каждого слова.) Составим рассказ но рисунку. «Был ясный день. Светило яркое солнце. В воздухе- кружился самолет. По дороге ехали машины. Вдоль дороги росли елочки».

А теперь можно и поштриховать. Напоминаю: штрихи должны не выходить за пределы фигуры, штриховать можно сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

С помощью трафаретов с геометрическими фигурами и предметов можно составить композиции по темам: «От кареты до ракеты» (развитие вашей техники — технический прогресс), «Метро», «Стройка», «Природа», «Хлеб», «Космос» и т. д. Я использую в работе историческую, техническую литературу, уже не говоря о словарях, устном народном творчестве, сказках, стихах Маршака, Хармса. И, надо сказать, затраченный труд не пропадает даром. Дети, готовя свои сочинения, используют журналы «Костер», «Юный натуралист», «Вокруг света» и другие.

Штриховка — это не только укрепление руки. На уроках решается и другая, не менее важная задача — развитие речи школьников, обогащение их словарного запаса. Именно в первые дни школьной жизни ребята начинают исподволь готовиться к творческим сочинениям.

Во втором классе, возвращаясь к уже знакомым темам, дети напишут: «Во все времена люди совершали подвиги во имя хлеба. В Ленинграде я видела военный паек хлеба жителей города. Трудно понять, как люди выжили. Старые люди никогда не выкинут хлеб в мусорное ведро. Нам нужно учиться у них ценить, беречь, уважать труд тех, кто творит хлеб». (Футоран Юля.)

Катя Гельман напишет так: «Нельзя забывать о том, что нет цены хлебу. Богата наша страна, много в ней хлеба. Но она станет еще богаче, если мы бережно будем относиться к хлебу. Этим мы проявим уважение к труду хлебороба, сохраним доброе настроение людям, мир на Земле».

Развитие тактильной памяти

Известно, что понятие у ребенка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы я решила учить через осязание.

Еще до знакомства с книгой М. Монтессори «Дом ребенка» однажды я стала невольной свидетельницей того, как слепой отец одного моего ученика читал, ощупывая наколки букв на бумаге специальной книги. Подвижность и чувствительность пальцев позволяла ему читать с завидной скоростью. Тогда и родилась идея — одновременно с развитием двигательных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка знакомить его с образом изображаемой буквы, т. е. создать в памяти малыша модель буквы, которую он будет писать. Но, как показали первые опыты (накалывание шилом по контуру букв), такое имитационное моделирование не давало ожидаемых результатов.

Постепенно пришла к выводу, что эффективнее использовать метод ощупывания букв из наждачной бумаги в направлении письма. Формирование в сознании ребенка буквы происходит, следовательно, с помощью тактильных рецепторов детской руки. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения «Азбуки» («Букваря»).

Из самой нежной (чтобы не оцарапать подушечки пальцев) наждачной бумаги родители вырезают буквы (заглавные и строчные) и наклеивают их на бумагу или картон.

Что необходимо иметь ученику? Здесь есть два пути. Первый путь такой. Для каждого ученика заранее изготовляются 33 карточки с буквами (заглавной и строчной и соединение их). Буквы вырезаются из наждачной бумаги и наклеиваются на карточку (600Х700 мм и 350X300 мм). Карточки помещаются в конверт, который имеет каждый ученик.

Второй путь — наклеивание наждачных букв в альбом. Это лучше использовать в работе с шестилетками. На одной стороне листа наклеивается буква, а на другой (оборотной) делается штриховка разных фигур. Альбом имеется у каждого ученика. Указательным пальцем правой руки (в дальнейшем дети могут работать и другими пальцами) ученик ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В этом большую помощь оказывает материал, из которого изготовлены буквы: шероховатая поверхность наждачной буквы. Прочному запоминанию буквы во многом способствуют игровые моменты. Они имеют большое значение, особенно при работе с первоклассниками-шестилетками. Создание игровых ситуаций очень характерно для второго этапа.

Например, на уроке обучения грамоте дети познакомились со звуком [ч], с буквами (заглавной и строчной), обозначающими этот звук, научились читать слоги, слова, распознавать в них звук [ч]. На уроке письма работа была продолжена. Ученики работали с кассой букв и слогов, пальчиками ощупывали букву Ч н, запоминали написание буквы, соединений. Буквы они ощупывали, используя игровой момент. Предварительно детям прочитала отрывок из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

За 10—15 минут до звонка, используя трафареты геометрических фигур и лекало, мы с ребятами составляем, чертим целые композиции для последующей штриховки. Проект обычно обсуждается (1—2 минуты): какие геометрические фигуры надо обвести, чтобы построить дом для Тыквы? (Ромб, квадрат, треугольник, круг и т. д.)

— С чего обычно начинают строить дом?   (С фундамента — значит, лучше выбрать прямоугольники.)

К каждой букве мы придумываем рассказ-игру, оживляющий  процесс ее запоминания и доводящий до автоматизма воспроизведение. Например, при знакомстве с буквой М м можно предложить ребятам помочь муравьишке найти тропинку к дому. Чтобы задание не наскучило, будем менять героев. Пусть муравья проводит белочка (она скачет, т. е. продвигается быстрее, чем муравьишка, зай- чяк передвигается с опаской, много раз повторяя свой путь сначала, лисичка крадется). Пока все персонажи пройдут по тропинке — пальчик ребенка и запомнил новый для него маршрут.

Хорошо использовать при ощупывании букв и музыкальное сопровождение — это усиливает запоминание. Мой первый класс с удовольствием напевает песенку Красной Шапочки композитора А. Рыбникова на стихи Ю. Кима «Если долго-долго» при знакомстве с буквой Ш ш. При ее начертании мы как бы повторяем путь Красной Шапочки к бабушке. Ее выслеживает волк, она петляет по тропкам лесным (звучит отрывок из сказки). А в момент соединения заглавной и строчной букв наша героиня неожиданно заблудилась. Как быть? Дети охотно подсказывают: надо идти вверх по тропинке. Отрабатывается верхнее соединение. Используется в дальнейшем и прием «Угадай букву»: ну-ка, дети, закройте глазки и найдите начало буквы, назовите эту букву.

На каждом уроке большое внимание уделяется звуко-буквен-ному анализу слов, с опорой на схему, что способствует развитию у детей графической зоркости.

Главная цель двух этапов: научить делить сложные геометрические фигуры, композиции на параллельные отрезки — штрихи, развить мускульную память, с одной стороны, с другой — создать в памяти ребенка модель буквы. Общеизвестно, что человек с помощью зрения воспринимает 85—90% информации, а тактильные рецепторы воспринимают в порядке 1% информации, поэтому при непрерывной штриховке сложных композиций происходит тренировка пальцев при непосредственном и активном участии зрения (зрительной памяти), т. е. зрение является как бы обратной связью в этой замкнутой системе: пальцы ребенка с карандашом, зрение, сознание, двигательные функции — другими словами, в этом случае происходит автоматический процесс самоорганизации сознания для правильной штриховки сложных композиций, для запоминания образа буквы.

На втором этапе происходит тот же самый процесс моделирования буквы в сознании ребенка, как бы автоматической системы с главной обратной связью по зрению. И поскольку эта обратная связь наиболее информативна, она активно помогает развиваться тактильным рецепторам, информационная возможность которой ограниченна. Как было сказано выше, такой метод позволяет формировать в сознании ребенка образ буквы и ее соединений. В процессе этого идет не только тренировка детской руки, но и, что самое главное, развитие мышления от абстрактного к конкретному — образами или целыми категориями образов. Хотелось бы отметить, что у детей, которые активно овладевают этим методом, быстрее развивается речь, их логика мышления, более того, даже маленькие дети — 3-4 лет, которые владеют карандашам, умеют рисовать и, как правило, более активно развиваются.

Таким- образом, обучение письму путем формирования образа букв с непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному и интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже «пишет» ее.

Праздник письма

Третий этап — письмо букв с помощью вкладыша. Этот этап длится 10—14 дней. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на- первых двух этапах, т. е. с помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов.

Приблизительно в середине октября я приступаю непосредственно к письму.

Как правило,, сначала пишу какой-то интересный текст на доске, каллиграфически выписывая каждую букву. Слыша восхищенные возгласы детей. (Ой, как красиво!.. Прямо как в прописях!), спрашиваю:

— Кто хочет быстро и так же красиво научиться писать? (Хотят, естественно, все. Потом каждый получает вкладыш, букв.)

Ребята пишут первую букву почти до конца строчки, а одну-две —самостоятельно. Они вдруг замечают, что их буквы тоже получились изящными, с нужным наклоном, красивыми. Детской радости нет предела. Наступают дни, которые можно назвать «праздником письма:», т. е. возникает, как говорят ученые, «ситуация успеха». Постепенно количество букв, написанных без помощи вкладыша увеличивается:

В течение 10 дней слежу за тем, чтобы дети писали по вкладышу в заданном направлении, а не обводили буквы, как им вздумается.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.