Памятка «Учись читать правильно!»
Учись читать правильно
- Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
- Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- При чтении будь внимателен к каждому слову.
- Старайся понять, о чем читаешь.
- Читай ежедневно вслух и «про себя».
Как отвечать на вопросы
- Прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее, и читать текст целенаправленно.
- Перечитать текст, подмечая те его части, которые понадобятся для ответа на вопросы.
- Еще раз прочитать текст и найти ответы на все вопросы (пометив их в тексте).
- Проконтролировать себя: закрыть книгу и ответить на все вопросы своими словами.
Как подготовиться к выразительному чтению
- Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
- Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
- Мысленно представь себе их.
- Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).
- Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.
- Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, совсем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
- Прочитай текст выразительно.
Как нарисовать словесную картину к рассказу
- Перечитай отрывок из рассказа.
- Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чем каждая из них).
- Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.
- Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.
- Представь свою картинку.
- Расскажи о каждой картинке.
Как составить план текста
- Внимательно прочитать текст с установкой на составление плана.
- Выделить смысловые части.
- Обсудить свой вариант деления текста на смысловые части с товарищем.
- Составить наглядно-пространственную модель текста.
- Обозначить словами пункты плана.
- Прочитать текст повторно и решить, точно ли отражает план основное содержание текста и его структуру.
либо
- Прочитать текст целиком, обращая внимание на то, как он построен: о чем говорится вначале, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Разделить текст на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием).
- Определить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
- Перечитать их. Выразить своими словами, что является главным в данной части. Подобрать к ней заголовок.
- Записать свой заголовок к каждой части.
- Проверить себя по книге, определить, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что-либо важное.
Составление рассказа о герое, событии (выборочный рассказ)
- Перечитай текст, отметь в нем те отрывки, которые относятся к герою.
- Определи, о чем говорится в каждом отрывке.
- Расположи отрывки по порядку, сгруппировав их.
- Подбери к ним заглавия.
- Просмотри еще раз отмеченный текст, проверяя, соответствуют ли ему заголовки.
- Расскажи о герое, пoльзvяcь планом.
Как кратко пересказать прочитанное
- Перечитать текст, выделяя в нем основное содержание и запоминая его последовательность.
- Выделить основные смысловые части текста.
- Отметить в каждой части главное.
- Составить план (каждое предложение-заголовок должно отражать основное содержание части), записать его.
- Перечитать весь текст, держа план перед собой.
- Пересказать текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить 1-им — 3-мя предложениями.