Памятка для родителей «Как улучшить память ребенка»
Перед вами, родителями, стоит каждодневная проблема – развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти:
зрительная;
слуховая;
тактильная;
обонятельная.
Причём, у дошкольников превалирует зрительная память: то есть то, что, он видит, он быстрее и лучше запоминает. Сначала давайте вместе запомним главную особенность дошкольной памяти: малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает, чтобы воспринимать новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, и нужна её постоянная тренировка.
Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр, упражнений. Дошкольники в процессе увлекательных, неутомительных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объёма информации. Итак, обучение начинается с тактильной памяти. Во-первых, потому что на этот вид памяти очень мало обращается внимания.
Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
Для игр по развитию этого вида памяти понадобятся 10 дощечек с различной шероховатостью. Необходимо вырезать из любого жёсткого материала 10 дощечек размером 20×10 см. На обратной стороне пронумеровать их от 1 до 10.
Вместе с детьми на дощечку № 1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха.
Дощечка № 2 должна быть жёсткой и шершавой, для этого лучше всего использовать наждачную бумагу.
На дощечку № 3 наклейте какую-нибудь ткань, типа фланели или байки.
На дощечку № 4 н6адо наклеить расплавленный воск со свечи.
Чтобы сделать дощечку № 5, возьмите кусок верёвки или толстый шнурок и наклейте сверху.
Для дощечки № 6 нужны спички или какие-нибудь маленькие палочки.
Дощечка № 7 тоже со спичками, но их надо разложить и наклеить в беспорядке.
Поверхность дощечки № 8 должна быть абсолютно гладкой. Для этой цели подойдёт целлофан, клеёнка, фольга или что-нибудь подобное.
На дощечку № 9 наклейте бархат.
На последнюю дощечку № 10 наклейте рубчатую ткань, например вельвет или джинсовку.
И с этими дощечками можно производить ряд игр.
Например, разложи дощечки по порядку от 1 до 10. Внимательно рассмотри. Закрой глаза, перемешай их.
Задание: на ощупь разложи дощечки в прежнем порядке.
Коротко об обонятельной памяти, т.е. запоминание запахов. В условиях семьи обращаю внимание на принятие и непринятие запаха – «Как ты думаешь, что я заканчиваю готовить (борщ, компот)?»
Зрительная память. Развивать зрительную память советую постоянно к ситуациям каждодневного бытия, например: «В чём сегодня наш папа пошёл на работу?»; «В какой книжке ты видел похожие иллюстрации?»; «Где у нас в квартире лежат эти вещи?»; «Вспомни, что из зимней одежды тебе нравится?» и т.д.
Слуховая память – разучивайте стихи, прибаутки и шутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки. Также, дома желательно иметь аудио-носители с записью сказок, детских постановок и т.д. Используйте игру «Мы рассказчики» — пересказ прочитанного произведения. Очень хорошо совместно начать пересказывать или осуществлять пересказы в лицах.
Несомненно, одно, память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на малыша.