Об авторе

Страна, город:
РоссияПриморский край
Баллы: 60

* Скачивание материалов доступно только зарегистрированным пользователям.

You are here

Открытый урок по русскому языку в 8 классе.

up
Проголосовал 201 пользователь.

Тема урока: « -тся и ться в глаголах».

Цель урока: формирование умения с помощью вопросов различать и орфографически правильно писать одинаково звучащие глаголы 3 лица с частицей   -ся и глаголы неопределённой формы с частицей  -ся;

формирование  опыта толкования пословиц и умения использовать их в своей речевой практике.                                                                                       

1.    Какую часть речи изучали на прошлом уроке?

Что называется глаголом?

Какие формы глаголов являются ошибкоопасными?

 

         3 л.

Что делает?

Что сделает?

Что делают?

Что сделают?

 

        Н. ф.

Что делать?

Что сделать?

 

На данных плакатах даны только формы глаголов и вопросы.

Подставьте  к этим плакатам карточки с  -тся и  ться.

2.    А теперь повторим правописание глаголов с  -тся и –ться. (читают хором стихотворение).

_тся и ться как писать?

Надо нам вопрос задать!

И про мягкий знак хитрющий

Поскорее всё узнать!

Петя косо посмотрел…

Он что делает? Косится!

Мягкий знак писать, конечно,

Совершенно не годится!

Саша драться стал… Что делать?

Мягкий знак напишем смело.

3.    А теперь, ребята, помогите мне. Пока я готовилась к уроку, поторопилась, и вопросы все перепутались. Нужно поставить вопросы к глаголам и вставить, где нужно, мягкий знак.

………….? Радоват?ся снегу.

………….? Спрячут?ся в норе.

………….? Взобрат?ся на горку.

………….? Пробежат?ся на лыжах.

………….? Катает?ся по льду.

………….? Кидат?ся снежками.

(Самостоятельно выполняют упражнение в тетради.

1 гр. –всё упражнение, 2,3 гр. -4 глагола).

Проверка: вставляют ь там, где надо, объясняют правило. Ребята, как вы думаете, какое время года можно описать при помощи этих глаголов?

4.    А сейчас пропустите строчку. ( Работа у доски с комментированием).

           В . сна п . дкрадывает?ся. С ней  ч.сто  б . ют?ся в . юги. По  с . сул . кам  стала  струит?ся  в . да.

(Детям раздаются конверты с красными, синими и зелёными окошками.

- с красными окошками:

Деформированный текст.

Сырыми, снега, тучи, плюют?ся, хлопьями.

Чистит?ся, надеть, лес, весенний, готовит?ся, наряд, и.

Денёк, в, лесу, морозный, хорошо, прогулят?ся, по.

-с синими окошками:

Тучи плюют?ся сырыми хлоп.ями снега.

Лес чистит?ся и г.товит?ся надет.  в.се..ий  н.ря. .

Х.р.шо  пр.гулят?ся по лесу в м.розный д.нёк.

-с зелёными окошками:

Тучи плюют?ся сырыми хлопьями снега.

Лес чистит?ся и готовит?ся надеть весенний наряд.

Хорошо прогулят?ся по лесу в морозный денёк.

Проверка: читают предложения, называют глагол, орфограммы,объясняют правописание  ь.

Прочитайте, что у нас получилось?

Как вы думаете, о признаках какого времени года мы написали в этом рассказе?

Давайте озаглавим. («Скоро весна!», « Признаки весны.»)

Пишут заглавие.

5.    Интеллектуальная разминка:

-      Что дарят в день рождения?

-      Сладости в обёртках.

-      Куда несут посылки?

-      Что чистят дважды в день?

-      Ограда вокруг здания.

-      Назови, какое сегодня число?

-      Назови первый день недели.

-      О чём говорят: зелёный, солёный, хрустящий?

6.    Работа с пословицами.

Задание: дописать подходящие по смыслу глаголы.

Дружный табун и волков не ……….

Два медведя в одной берлоге не ……….

Любишь ………., люби и саночки возить.

Всё хорошо, что хорошо ……….

( 1гр.- дописывает глаголы, 2,3гр.-в конвертах даны глаголы на полосках)

Проверка: читают пословицы сначала с глаголами 3лица, затем с неопределённой формой глагола, объясняют смысл.

7.    Найди ошибку, запиши в тетрадь:

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напится.

Со словом  обидным нельзя торопится,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться!

8.    А сейчас мы снова прочитаем стихотворение ,с  которым знакомились в начале урока. Вот только последние 4 строчки засыпало снегом. Нам нужно восстановить конец стихотворения.

-тся   и  ться – как  писать?

Надо  нам --------- задать.

Правил легче нет на свете,

Что  в  ------------, то  в  ответе!

(дети вставляют пропущенные слова по смыслу)

9.    Итог урока.

Тестирование ( в конвертах).

У  каких глаголов пишется  ь ? (+,-)

 

Пытат?ся

 

Пытает?ся

 

Увлекает?ся

 

Ошибает?ся

 

Опускат?ся

 

Кусает?ся

 

 

Оценки, домашнее задание: выучить стихотворение, будем писать по памяти.

 

Комментарии

NATALI.SHARANOVA, спасибо за Ваши грамотно составленные конспекты по русскому языку!