Методика выявления уровня сформированости лексики у детей дошкольного возраста

0

1 блок

Цель: Исследование пассивного словаря

Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями

Инструкция для ребенка: для детей 6 лет: детали мебели, транспорта, животных, посуды.

Оценка: всего предъявляют 6 проб,максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

Задание № 2.Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы). 

Инструкция для ребенка: Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок», «У ежа ежонок», «У овечки ягненок», «У козы козленок».

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.  

  

Задание № 3 Понимание слов с противоположным значением

(для подготовительной группы). 

Инструкция для ребенка: Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:

входит — выходит                                    открывает — закрывает

подходит — отходит                                 стоит идет

длинный — короткий                                широкий — узкий

влетает — вылетает                                  большой — маленький

высокий — низкий

Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

2 блок

Цель: Исследование активного словаря

Задание.№ 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету. 

Инструкция для ребенка: Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» … (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

Задание № 5.  Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — …, кузнечик — …, змея — …, лошадка — …, собака — …, корова — …, самолет —… . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. 

Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

Задание № 6 . Подобрать антонимы к следующим словам:

входит — …                             закрывает — …

встает — …                              поднимается — …

ползет — …                             бежит — …

улетает — …                            ложится — …

плачет — …                                 кладет — …..

Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка:всего предъявляют 10 слов,максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

Задание № 7.Состояние номинативного словаря.

 Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны);  животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец);  фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).  

Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

Задание № 8.Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «… предмет, которым рисуют красками?» «… предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «… предмет, которым вышивают?» «… предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «… предмет, на котором любят качаться дети?» «… предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов,максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

Задание № 9. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка: всего предъявляют 8 слов,максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

Задание № 10Состояние атрибутивного словаря

Инструкция для ребенка: Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

Оценка: всего предъявляют 10 слов,максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

Задание № 11. Состояние атрибутивного словаря

 Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий. 

Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.     

Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок.

Общим для всех проб является трехуровневый характер оценки  — это 0, 1, 2 балла:  

2 балла — правильное выполнение,

1 балл — затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 

0 баллов — отказ или далекая словесная замена.    

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.