Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью:учеб.-метод. пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю. Н. Кислякова [и др.] ; под ред. Т. В. Лисовской.
Общение является необходимым фактором развития личности. Речь играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка, выступает основой социального взаимодействия, является регулятором поведения человека в социуме.
Многочисленные исследования (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский и др.) свидетельствуют о том, что формирование разных способов общения и их использование в различных видах деятельности у детей, как нормально развивающихся, так и с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью, происходит по одним и тем же законам онтогенеза. Однако речевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется выраженным своеобразием: задержкой проявления дифференцированной эмоциональной реакции, поздним появлением лепета и первых слогов, трудностями понимания речи, слабым интересом к окружающим объектам и игре, неадекватным поведением. Речь детей развивается крайне медленно. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все функции речи — коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Особенности развития речи и общения детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью обусловливают необходимость использования наряду с традиционными альтернативных средств общения. Одним из вариантов выступает система невербальных средств общения, способствующая развитию языковой компетенции, расширяющая возможности общения и образования детей.
В представленном пособии предлагается последовательность работы, направленной на развитие у детей стремления устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми посредством жестов, знаков, символов, устной и «письменной» речи. Возраст детей, с которыми может быть организована работа по данной методической системе, определяется достаточно условно. Ориентировочно минимальный предел определяется в семь-восемь лет, максимальный зависит от уровня интеллектуального развития ребёнка. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью может приступить к овладению навыками общения в достаточно «взрослом» относительно привычных норм возрасте: в десять-двенадцать лет и старше. При отборе учебного материала и определении последовательности работы с символическим кодом использованы некоторые идеи и рекомендации зарубежныхспециалистов, адаптированные в соответствии с методологической концепцией пособия «Методика формирования навыков общения у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью ».
Учебно-методическое пособие «Методика формирования навыков общения у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью» содержит материал, способствующий развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Все упражнения, рекомендованные в данном пособии, направлены на формирование у ребёнка адекватных представлений о себе, предметном, социальном и природном мире.
Современная практика работы с детьми требует от специалистов знания технологий образования как нормально развивающихся детей, так и детей с проблемами в развитии. Сегодня педагогу предоставляются неограниченные возможности для самостоятельного творчества. Данное пособие призвано помочь ему выбрать и рационально использовать в конкретных условиях предлагаемые ключевые приёмы обучения.
Авторы придерживаются оптимистической идеи о том, что ребёнок с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью может воспринимать и понимать окружающий мир, если ему будет оказана своевременная и адекватная коррекционно-педагогическая помощь. В условиях специального обучения дети способны овладеть навыками общения, социально- бытовыми умениями и навыками.
Материалы пособия были апробированы на республиканских экспериментальных площадках центров коррекционно- развивающего обучения и реабилитации городов Дзержинска, Кобрина, Слонима и Шклова. Данное пособие — первый этап к разработке проблем, связанных с обучением навыкам общениядетей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.