К.В.КОМАРОВ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данное учебное пособие составлено с целью оказания помощи студентам-заочникам в проведении самостоятельных занятий при изучении специальной методики русского языка. Оно разработано в соответствии с вузовской программой курса (1) и программой по русскому языку школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (2).
Пособие состоит из четырех разделов. Первые два раздела «Специальная методика русского языка как наука» и «Общая характеристика системы работы по формированию речи и изучению языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи» вводят студента в проблематику курса, дают направление самостоятельным занятиям. Они посвящены наиболее общим, ключевым вопросам курса.
В первом разделе дано описание сущности предмета, задач и методов исследования специальной методики русского языка, ее связей со смежными науками. При изложении предмета и задач специальной методики намечается круг вопросов, проблематика этой дисциплины. Второй раздел содержит материал, раскрывающий задачи, содержание, принципы, организацию работы по обучению языку, ее планирование. В нем дается также характеристика методов и приемов работы по формированию речи и изучению языка как предмета в специальной школе.
Разделы третий и четвертый освещают методику развития диалогической и монологической (устной и письменной) речи на начальном, наиболее сложном и специфичном этапе обучения (подготовительный — 5-й классы).
К каждому из разделов пособия указаны литература для самостоятельного изучения и контрольные вопросы.
Пособие имеет «Приложение», в котором представлена тематика рефератов, докладов, сообщений, которые могут быть подготовлены студентами в ходе изучения специальной методики русского языка. Темы носят преимущественно практический характер.