Конспект занятия по рисованию. Тема «Иллюстрации к сказке «Колобок»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Познакомить со способами работы гуашевыми красками – монотипией и с одной из техник коллажа.
Формировать умение работать гуашевыми красками в определенной последовательности.
Формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам.
Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, творческую фантазию, воображение.
Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
ОБОРУДОВАНИЕ: стекло, листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, «балалайки», карточки с лабиринтами и силуэтами.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Сыро, хмуро за окном.
Дождик моросит.
Низко небо серое
Над крышами висит.
А в классе чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнемся все – ясно и тепло,
Вот уж вам и солнышко
В комнате взошло.
II. Основная часть.
Повторение
— На прошлом занятии мы с вами вспоминали содержание сказки «Колобок» и рассматривали картинки в исполнении разных художников к этой сказке.
— Вспомните, как называются картинки в книжках? (иллюстрации)
— А как называют художников, которые нарисовали эти иллюстрации? (иллюстратор)
Сообщение темы и цели занятия.
— Сегодня мы с вами попробуем нарисовать свои иллюстрации к сказке «Колобок». Иллюстрации мы будем рисовать к той части сказки, в которой Колобок попадает в лес.
— А раз это сказка, то и лес должен быть каким? (волшебным, сказочным). Поэтому рисовать, сегодня, мы будем не обычным способом, а одним из интересных и быстрых способов рисования гуашью, который называется – МОНОТИПИЯ. А как же в своей работе мы будем использовать КОЛЛАЖ.
Психологический настрой.
— А теперь, сядьте поудобнее, положите голову на руки и закройте глаза.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
«Мне хорошо и спокойно, на занятиях я внимательна, у меня хорошая память, я быстро все запоминаю».
Ну, хватит, хватит расслабляться,
Пора за дело приниматься.
Объяснение и показ.
— Мы с вами сказали, что рисовать будем сказочный, волшебный лес.
— А в какое время года лес становится, по-сказочному, красив?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
— Конечно же, осенью.
— Подумайте и скажите, какие краски понадобятся нам для выполнения работы.
— Синяя краска для рисования неба.
— Зеленая, красная, желтая или оранжевая краска для леса.
— Желтая краска для тропинки.
— Беру стекло. На него буду наносить гуашевую краску. Стекло немного смочу водой, чтобы краски быстро не высыхали. Определю кистью на стекле место расположения неба, леса и тропинки. Затем начинаю наносить краску на стекло. Набираю на кисть краску синего цвета и сверху делаю несколько мазков синего неба. Затем в середине плотными мазками разного цвета – желтого, оранжевого, красного, немного зеленого – рисую на стекле листву деревьев. Необязательно все стекло покрывать слоем краски, пусть некоторые участки останутся белыми. И в заключении наношу краску желтого или светло коричневого цвета, туда, где будет тропинка.
Накладывать краску нужно достаточно быстро, иначе гуашь начнет подсыхать и плохо отпечатается на бумаге.
Теперь беру лист бумаги и прикладываю его к стеклу. Можно кое – где прижать плотнее пальцами. Аккуратно снимаю бумагу со стекла – на ней остался отпечаток.
Словарная работа.
— Вот такой отпечаток и называется МОНОТИПИЕЙ. Название это произошло от греческих слов «монос» — «один единый» и «типос» — «отпечаток», поскольку отпечаток в этой технике всегда получается только один. Второго сделать просто нельзя. Ведь краска высохла.
— Теперь завершу свой рисунок, прорисовав детали: стволы и ветки деревьев, если это необходимо, небо и тропинку.
Повторение и закрепление последовательности выполнения работы.
— А теперь, давайте вспомним с чего нужно начинать работу.
Повторение правил работы.
Пальчиковая гимнастика.
— А сейчас, разомнем пальчики и поиграем на «балалайках».
ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
Самостоятельная работа.
— Теперь можно приступать к работе.
Гимнастика для глаз. Лабиринты.
— Сейчас, я раздам вам карточки с силуэтами персонажей сказки «Колобок». Вы должны будете пройти по лабиринту с помощью кисти, т.е. обратной ее стороны, и определит встречу с каким из сказочных героев, вы, будете иллюстрировать.
— Силуэты, каких героев, вы, здесь видите? Назовите их.
Выполнение коллажа.
— В начале занятия я говорила вам, что в работе мы будем использовать коллаж. КОЛЛАЖ – это работа, собранная из различных материалов. У нас таким материалом служат нарисованные и вырезанные из бумаги сказочные герои.
— Возьмите каждый своего героя сказки и приложите его в том месте вашего рисунка, где, как вам кажется, он должен находиться. Теперь возьмите клей. Не снимая вырезки с листа, а лишь приподнимая их за края, приклеиваем их к монотипии. Коллаж готов.
Обыгрывание сказки.
— Иллюстрации готовы. А теперь, давайте их озвучим.
III. Итог занятия. Анализ работ.
— Посмотрите, какие интересные иллюстрации у вас получились. Давайте выберем из них самые лучшие и соберем в одну книгу.
Литература:
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – Карапуз-дидактика. Творческий центр «Сфера». Москва 2007.
Русская народная сказка «Колобок»
В какой группе лучше провести такое занятие?
Очень интересно, особенно работа с нетрадиционными техниками! Спасибо!