Игры и игровые упражнения на развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза
Статью подготовила учитель-логопед Косых Клавдия Викторовна.
Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для детей же с речевыми недостатками – это сложное испытание, которое им порой не по силам без специальной коррекционной помощи. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ.
Достаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – профилактика нарушений письма и чтения, которые могут проявляться заменами, перестановками пропусками букв и слогов.
На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность учащихся (внимание, память, мыслительные операции, навыки самоконтроля, зрительно-моторные координации), а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей. Дидактические игры и игровые упражнения объединяю общей лексической темой занятия (комплексно-игровой метод), использую в системе, что необходимо для закрепления полученных навыков у детей с речевыми проблемами.
Следует отметить, что представленные мною игровые приёмы, наглядный дидактический материал могут с успехом использоваться учителями начальных классов на уроках чтения и письма в качестве средств формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Дидактическая игра «Загадки от курочки Рябы».
Задание №1.
На развитие звуко-слогового состава слова.
В контейнеры от киндер-сюрпризов вкладывается небольшая бумажечка или кружочек, на котором написано задание или буква.
Лексическая тема: «Перелётные птицы».
-Курочка Ряба торопилась к вам на занятие, но у ней появились срочные дела и поэтому она не смогла прийти сама. Но она передала вам яйца с заданием, которые вы должны выполнить.
-Возьмите каждый по яйцу, откройте его и прочитайте, что написано на листочке. (И,Т,С,А).
-У кого, какая буква? (называют, а я записываю их вразброс на доске).
-А теперь, послушайте задание от курочки Рябы.
-Нужно из этих букв собрать слово. Кто правильно составит, тот и справился с заданием.
Дети составляют, отвечают.
-Правильно! А теперь составьте схему этого слова с помощью звуковых фишек.
-К каким видам птиц относится аист? (к перелётным)
-Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
Задание №2.
Лексическая тема: Жизнь животных осенью.
В яйце полоски бумаги, на которых написаны слова.
БЕРЛОГА, ЛОГОВО, ДУПЛО, ГНЕЗДО,
-Скажите, кто живёт в …
Задание№3.
Лексическая тема: Перелётные и зимующие птицы.
-В яйцах слова: голубь, скворец, ворона, воробей, снегирь.
-Какое слово лишнее и почему?
-Опишите птицу по плану: как выглядит, чем питается, к какому виду птиц относится.
Задание №4.
Тема: «Родственные слова».
-На кружках в «яйце» буквы Г, Н, С, Е.
-Составьте слово из букв.
-Правильно СНЕГ.
-Составьте звуковую схему слова.
-От этого слова образовалось множество слов в русском языке.
-Назовите каждый по слову.
СНЕГ-СНЕГОПАД, СНЕГОВИК,СНЕЖИНКА,СНЕГУРОЧКА,СНЕГИРЬ.
Задание №5.
-На кружках в «яйце» буквы Д,О, П,С,У,А.
-Составьте слово из букв. (ПОСУДА).
-Сегодня мы поговорим о посуде.
-Я буду кидать мяч, а вы должны поймать и ответить сколько в названном мною слове звуков.(тарелка-7,поднос-6 и т.д).
Вариантов подобных заданий множество. Все они используются в зависимости от целей и задач урока.
Очень удобно использовать такой игровой приём на любом этапе урока.
Например, на этапе введения в тему.
Тема: «Дифференциация гласных Ы-И».
-Сегодня на занятие пришёл из леса гость, отгадайте, кто же он?
Он огромный и усатый,
И к тому же, полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это-….(тигр).
-Всё верно-тигр.(вывешивается картинка).
Этот тигр относится к одному из видов тигров, называется Амурский. Численность этих тигров очень сильно сократилась в последние годы и поэтому этот вид тигров внесён в Красную книгу и находится под охраной государства.
-Тигр принёс вам шишки из леса, а в них вложены задания.
-Давайте прочитаем, что там написано!(Рысь, мышь, лиса, ишак)
Рысь, мышь, лиса, ишак- одним словом- это …(животные).
-А какое слово здесь лишнее? (ишак, т.к это домашнее животное).
-А теперь выделите в слове первый слог (ры, мы, ми, и).
-Какие звуки повторяются? (Ы-И).
-Кто догадался, какие гласные у нас сегодня в гостях? (Ы-И).
Таким образом, используя игровой метод для формирования навыков звукослогового анализа и синтеза, можно предупредить специфические ошибки письма и чтения младших школьников, развить их познавательные способности, создать положительную мотивацию учения, что является залогом успешного освоения программного материала и позволяет ребёнку ярко и интересно прожить каждый урок.
Я повышаю мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций, повышения значимости оценивания выполненных заданий, условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.
Основными задачами заданий такого рода является: умение выделять гласные звуки, воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, объяснять значения слов, закреплять умение делать звуко-буквенный анализ; корригировать внимание, логическое мышление, развивать пространственную ориентацию.