Графические работы по развитию мелкой моторики
1) рисование (одной или двумя руками), раскрашивание рисунков. Начинать обучать рисованию следует с помощью толстых коротких восковых мелков — их размеры и форма как раз подходят к детским пальчикам.
В 12-15 мес. ребенок уже может держать мелок в правильном положении (один конец смотрит вверх, другой — вниз);
от 15 до 18 мес. — сам рисует каракули;
от 18 мес. до 2 лет — рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого;
от 2 до 3 лет — рисует кругообразные, горизонтальные линии, круг, имитируя действия взрослого; копирует изображение круга; держит восковой мелок пальцами;
от 3 до 4 лет — рисует простую картинку, закрашивает отдельные участки бумаги, пользуясь трафаретом; на большом листе бумаги рисует разные линии и формы красками; пририсовывает к незаконченной фигуре человечка руки и ноги; рисует человечка, изображая 3 части тела (мин.);
от 4 до 5 лет — рисует человечков, состоящих не менее, чем из 7 частей; рисует картинки, состоящие не менее, чем из 4 частей; рисует квадрат (сначала учится соединять 4 точки); рисует в пространстве между двумя параллельными линиями (горизонтальными, вертикальными, окружностями), расположенными на расстоянии 1 см друг от друга; копирует (через кальку, копирку) линии —горизонтальные, вертикальные, позже окружности; копирует простые буквы алфавита.
С 4-4,5 лет
1) обводка трафаретов, позже — шаблонов (рациональные приемы обведения, виды помощи при овладении ими). Развитие этих навыков идет за счет их автоматизации и последовательного усложнения конфигурации шаблонов, трафаретов.
2) обводка контуров изображений (рисование по контурам): обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш (фломастер) от бумаги; копирование рисунков с помощью копировальной бумаги.
3) рисование по точкам (обведение контура, выполненного точками или штрихами) крупных рисунков, сделанных прямыми или с небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т.д.).
С 5 лет
1) рисование по точкам (соединение точек, нанесенных на листе бумаги, прямыми линиями);
2) дорисовывание незаконченного рисунка, дорисовывание недостающих деталей у предметов, фигур («художник не закончил рисунок. Дорисуй бабочку и раскрась ее»).
3) проведение линий заданной формы: «дорожек» (виды: прямые, извилистые, широкие, узкие — «проведи линию посередине дорожки»), задание «Попади в цель»;
4) особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии) — вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки;
5) рисование по клеточкам (копирование рисунков по клеточкам, продолжение узора, графический диктант). Помимо формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу;
6) штрихование (карандашами).
С 4-4,5 лет: прямыми штрихами, без просветов, с одинаковым нажимом, не выходя за контур. Картинки подбирать с небольшим количеством отдельных изображений, с крупными деталями, четко очерченными контурами.
С 5 лет: обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху-вниз), горизонтальными (слева-направо), наклонными (сверху-вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении, линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины.
Степень самостоятельности увеличивается постепенно:
- сначала направление и частота линий определяются началом штриховки и обозначенными пунктами их завершения;
- направление и частота линий определяются по разметке начала и конца линий;
- обозначено только направление движения;
- обозначены только точки начала линий;
- самостоятельное штрихование с опорой на образец для самоконтроля.
С 5,5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв (короткая и длинная палочки, короткая и длинная палочкис закруглением внизу , с закруглением вверху и внизу , удлиненная вниз петля , удлиненная вверх петля, полуовалы левые и правые, овал). Главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста — освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе. Обучать письму самих букв не рекомендуется.