Об авторе

Страна, город:
Беларусь
Баллы: 13,593

* Скачивание материалов доступно только зарегистрированным пользователям.

You are here

Графические работы по развитию мелкой моторики

up
Проголосовали 287 пользователей.

1) рисование (одной или двумя руками), раскрашивание рисунков. Начинать обучать рисованию следует с помощью толстых коротких восковых мелков — их размеры и форма как раз подходят к детским пальчикам.

В 12-15 мес. ребенок уже может держать мелок в правильном положении (один конец смотрит вверх, другой — вниз);

от 15 до 18 мес. — сам рисует каракули;

от 18 мес. до 2 лет — рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого;

от 2 до 3 лет — рисует кругообразные, горизонтальные линии, круг, имитируя действия взрослого; копирует изображение круга; держит восковой мелок пальцами;

от 3 до 4 лет — рисует простую картинку, закрашивает отдельные участки бумаги, пользуясь трафаретом; на большом листе бумаги рисует разные линии и формы красками; пририсовывает к незаконченной фигуре человечка руки и ноги; рисует человечка, изображая 3 части тела (мин.);

от 4 до 5 лет — рисует человечков, состоящих не менее, чем из 7 частей; рисует картинки, состоящие не менее, чем из 4 частей; рисует квадрат (сначала  учится   соединять   4   точки);   рисует   в   пространстве   между  двумя параллельными   линиями   (горизонтальными,   вертикальными,   окружностями), расположенными на расстоянии  1  см друг от друга; копирует (через кальку, копирку) линии —горизонтальные, вертикальные, позже окружности; копирует простые буквы алфавита.

С 4-4,5 лет

1) обводка трафаретов, позже — шаблонов (рациональные приемы обведения, виды помощи при овладении ими). Развитие этих навыков идет за счет их автоматизации и последовательного усложнения конфигурации шаблонов, трафаретов.

 2) обводка контуров изображений (рисование по контурам): обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш (фломастер) от бумаги; копирование рисунков с помощью копировальной бумаги.

3) рисование по точкам (обведение контура, выполненного точками или штрихами) крупных рисунков, сделанных прямыми или с небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т.д.).

С 5 лет

1) рисование по точкам (соединение точек, нанесенных на листе бумаги, прямыми линиями);

2) дорисовывание незаконченного рисунка, дорисовывание недостающих деталей у предметов, фигур («художник не закончил рисунок. Дорисуй бабочку и раскрась ее»).

3) проведение линий заданной формы: «дорожек» (виды: прямые, извилистые, широкие, узкие — «проведи линию посередине дорожки»), задание «Попади в цель»;

4) особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии) — вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки;

5) рисование по клеточкам  (копирование рисунков  по  клеточкам, продолжение    узора,    графический    диктант).    Помимо    формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу;

6) штрихование (карандашами).

С 4-4,5 лет: прямыми штрихами, без просветов, с одинаковым нажимом, не выходя за контур. Картинки подбирать с небольшим количеством отдельных изображений, с крупными деталями, четко очерченными контурами.

С 5 лет: обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху-вниз), горизонтальными (слева-направо), наклонными (сверху-вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении, линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины.

Степень самостоятельности увеличивается постепенно:

  • сначала   направление   и   частота   линий   определяются   началом штриховки и обозначенными пунктами их завершения;
  • направление и частота линий определяются по разметке начала и конца линий;
  • обозначено только направление движения;
  • обозначены только точки начала линий;
  • самостоятельное     штрихование     с     опорой     на     образец     для самоконтроля.

С 5,5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв (короткая и длинная палочки, короткая и длинная палочкис закруглением внизу , с закруглением вверху и внизу , удлиненная вниз петля , удлиненная вверх петля, полуовалы левые и правые , овал). Главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста — освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе. Обучать письму самих букв не рекомендуется.