Формирование эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР средствами игровой терапии

0

Формирование эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР является центральным звеном в системе психологической коррекции, так как многие трудности школьной адаптации детей с ЗПР обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.

Эмоциональные нарушения у таких детей проявляются по-разному: гиперактивность, агрессивность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам. Часто эмоциональные нарушения сочетаются с нарушениями внимания и координации движений, нарушениями межличностных отношений.

Гиперактивность таких детей характеризуется тем, что они чрезмерно подвижны, бегают, крутятся и т.п. Избыточная моторная активность часто бесцельна, не соответствует требованиям конкретной обстановки.

Нарушения внимания проявляются в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемости.

Нарушения координации проявляются в нарушении движений тонких движений (мелкой моторной координации), нарушения равновесия и зрительно-пространственной координации.

Нарушение межличностных отношений — у таких детей часто сложные взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми.

Из-за неуравновешенности, вспыльчивости они с трудом выполняют  групповые задания, бывают часто нетерпимы к затруднениям других детей, стремятся командовать.

Во взаимоотношениях со взрослыми таких детей часто воспринимают как «трудновоспитуемых», так как на них не действуют обычные меры наказания и поощрения, и часто ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологического воздействия на ребенка. Основными ее направлениями являются:

*смягчение эмоционального дискомфорта

*повышение активности и самостоятельности детей

*устранение вторичных личностных реакций: агрессивности, повышенной возбудимости, тревожности.

Важным этапом работы с этими детьми является формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Теоретической основой психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР является разработанный В.В.Лебединским с соавторами уровневый подход к анализу эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе. (В.В.Лебединский с соавторами 1990г.). Согласно этому подходу, в основе всей психической деятельности ребенка лежит сложноорганизованная, многоуровневая система аффективной регуляции. Базовая аффективная регуляция представлена авторами в виде структуры, состоящей из четырех уровней:

Уровень полевой реактивности

Уровень аффективных стереотипов

Уровень аффективной экспансии

Уровень аффективного (эмоционального) контроля

Основными психокоррекционными приемами на каждом уровне являются:

1 уровень:

-учет места и обстановки, в которых проводятся занятия

-использование звуковых, цветовых стимулов.

2 уровень:

-сосредоточение ребенка на чувственных (мышечных, вкусовых, тактильных и прочих) ощущениях

-сосредоточение на восприятии и воспроизведении простых ритмических стимулов

3 уровень:

-организация игры, в которой ребенок переживает чувство соперничества, соревновательности, риска 

-организация игр с преодолением трудных, конфликтных ситуаций

4 уровень:

-формирование сотрудничества, партнерства

-развитие рефлексии, которая способствует формированию гуманизма, сопереживания, самоконтроля в процессе групповых  занятий.

Работа по сопровождению детей с эмоциональными нарушениями должна проводиться комплексно. И данная программа являются частью целой системы скоординированной работы всех специалистов: дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, преподавателя ИЗО, медицинского персонала.

Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет, состоит из 20 занятий. Занятие проводится один раз в неделю, время проведений 20-25 минут. Оптимальное число участников группы от 8 до 10 детей.

Цель: Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции  в процессе группового взаимодействия

Задачи:

*Учить детей расслаблению, пониманию структуры своего тела

*Формировать навыки самоконтроля, умение подчиняться правилам.

*Развивать произвольное внимание. 

*Развивать движения тела и пальцев. Умения производить заданные движения по словесной инструкции.

*Формировать навыки межличностного взаимодействия между детьми.

Структура занятий:

Для детей с гиперактивностью очень важна четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента.

1часть:

  * Ритуал приветствия в кругу.

  *Динамическое упражнение

  *Релаксационное упражнение

  *Дыхательная гимнастика

2 часть: основная

        *Игровое упражнение на формирование эмоционально-волевой сферы

       *Самомассаж пальцев или пальчиковая игра

       *Игровое упражнение на формирование эмоционально-волевой сферы

        3 часть: Окончание занятия

         *Групповая игра «Мы с тобой одна семья»  

         * Обсуждение  занятия.

Методы и приемы, используемые в занятиях:

Дыхательные упражнения:

Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Отработка дыхательного упражнения начинается со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение выдоха. Для отслеживания своего дыхания ребенку предлагается положить руку на область движения диафрагмы и почувствовать, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе – вниз. Эффективным упражнением является – подключение к дыханию сенсорных и визуальных систем: «надувание цветных шаров» в животе и т.д.

Упражнения на  развитие движений тела и пальцев:

Обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека.

Развитие движений ребенка влияет и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Функциональные упражнения:

 Проводятся по трем основным направлениям:

-Развитие внимания, произвольности, самоконтроля

-элиминация гиперактивности и импульсивности

-элиминация гнева и агрессии

Коррекция производится поэтапно, начиная с отдельной функции, так ребенку невозможно быть одновременно внимательным, усидчивым и спокойным.

Релаксация:

Во время релаксации необходимо как можно дольше концентрировать внимание детей только на отдыхе. Она проводится в положении лежа на специальном одеяле. Руки неподвижно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги слегка раздвинуты. При спокойном положении ребенок медленно закрывает глаза, без насилия над собой, чтобы ему было приятно. Все это позволяет ликвидировать перенапряжение мышц.

Массаж:

В занятия включены различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук.

Необходимым условием проведения занятия является система поощрений и наказаний:

Эта система разрабатывается совместно с детьми перед началом цикла занятий.

Наказанием может служить выбывание из игры на «скамейку запасных», лишение роли ведущего, лидера и т.д.

В качестве поощрения могут служить различные призы, выбор любимой музыки и многое другое.

Перспективно-тематическое планирование занятий

№занятия

Вводная часть

Основная часть

Заключение

1

Приветствие «Поздороваемся по-разному»

Динамическое упр. «Танец в кругу»

Релаксация «Куклы спят»

Дыхательная гимнастика

«Паучок»

Коррекционно-развивающая техника на внимание: «Скорая помощь»

Массаж пальцев «Собираем ягоды»

Игра на развитие самоконтроля

«Светофор»

Игра на формирование умений устанавливать отношения с детьми

«Поймай мяч»

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

2

Приветствие «Поздороваемся по-разному»

Динамическое упр. «Танец в кругу»

Релаксация «Куклы спят»

Дыхательная гимнастика

«Паучок»

Коррекционно-развивающая техника на внимание: «Скорая помощь»

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики танцуют»

Игра на развитие самоконтроля

«Кричалки, шепталки, молчалки»

Игра на развитие тактильного восприятия и внимания

«Волшебный мешочек»

 

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

3

Приветствие «Поздороваемся по-разному»

Динамическое упр. «Танец в кругу»

Релаксация «Куклы спят»

Дыхательная гимнастика

«Паучок»

Пальчиковая игра «Ворота, замочек, горка»

Игра на развитие самоконтроля »Слушай хлопки»

Игра на формирование произвольного поведения «Кто первый прыгнет в круг»

Игра на развитие симпатий детей друг к другу, формирование дружеских взаимоотношений

«Мимо ребят иди-игрушку дари»

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

4

Приветствие «Улыбка»

Динамическое упр.»Если нравится тебе»

Релаксация «Цветы на лугу»

Дыхательное упражнение «Мышка»

Массаж кистей рук «Мышка»

Игра на развитие самоконтроля «Кто пасется на лугу»

Игра на формирование зрительно-пространственной координации «Мимо пробегай, никого не задевай»

Игра «Эмоции»- развитие самоконтроля, умений распознавать и называть эмоции.

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

5

Приветствие «Улыбка»

Динамическое упр.»Если нравится тебе»

Релаксация «Цветы на лугу»

Дыхательное упражнение «Ветерок»

 

Массаж тела «Лягушата»

Игра на развитие произвольного внимания: «Раз, два, три все красное ищи»

Пальчиковая игра «Ворота, замочек, горка»

Игра на развитие самоконтроля

«Гора, дерево, кочка»

 

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

6

Приветствие «Улыбка»

Динамическое упр.»Если нравится тебе»

Релаксация «Цветы на лугу»

Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

 

Массаж лица «Пчела»

Пальчиковая игра «Мы строим из пальцев ворота…»

Игра на развитие самоконтроля «Раз, два, три игрушку лови»

Игры с кубиками — формирование навыков межличностного взаимодействия

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

7

Приветствие «Клубок»

Динамическое упр.»Та-ра-рам»

Релаксация «Мяч»

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

Массаж пальцев «Дружба»

Игра на развитие самоконтроля «Угадай, кто я»

Игра на развитие позитивного самовосприятия «Я умею»

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

8

Приветствие «Клубок»

Динамическое упр.»Та-ра-рам»

Релаксация «Мяч»

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

Пальчиковая игра «Дружба»

Игра «Сороконожка» — сплочение группы, развитие умений действовать сообща

Игра «Продолжи движение»- развитие сотрудничества, партнерства

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

9

Приветствие «Клубок»

Динамическое упр. «Как живешь»

Релаксация «Барсук»

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

Пальчиковая игра «Дружба»

Игра на развитие внимания «Кто за кем»

Игра на формирование умений распознавания и отражения эмоциональных состояний «Море волнуется раз»

Игра на снятие напряженности, страхов «Пещера»

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

10

Приветствие «Клубок»

Динамическое упр. «Как живешь»

Релаксация «Барсук»

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

Пальчиковая игра «Дружба»

Игра на развитие слухового восприятия и внимания «Кто позвал»

Игра на развитие самоконтроля «Расставь пост»

Игра на снятие напряженности и групповой сплоченности «Море»

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

11

Приветствие «Раз, два, три, руку другу протяни»

Динамическое упр. «Хлопай»

Релаксация «Кошечка»

Дыхательное упр. «Снежинка»

Пальчиковый массаж «Строим дом»

Игра на развитие самоконтроля «Кто летает»

Игры на развитие взаимоотношений «Игры с кубиками»

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

12

Приветствие«Раз, два, три, руку другу протяни»

Динамическое упр. «Хлопай»

Релаксация «Кошечка»

Дыхательное упр. «Снежинка»

Пальчиковый массаж «Строим дом»

Игра на развитие произвольности «Совушка-сова»

Игра на формирование самоконтроля, снятие напряженности «Танец с рисованием»

 

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

13

Приветствие«Раз, два, три, руку другу протяни»

Динамическое упр. «Хлопай»

Релаксация «Кошечка»

Дыхательное упр. «Снежинка»

Пальчиковый массаж «Строим дом»

Игра на развитие самоконтроля «Зеваки»

Игра на формирование умений группового взаимодействия «Прогулка с компасом»

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

14

Приветствие «Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять»

Динамическое упр.»В гости к Вини-Пуху»

Релаксация «Сломанная кукла»

Дыхательное упр. «Играем на дудочке»

Массаж биологически активных зон «Считалка для мышки»

Игра на формирование умений группового взаимодействия «Согласованные действия»

Игра на развитие самоконтроля «Бесилки»

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

15

Приветствие«Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять»

Динамическое упр.»В гости к Вини-Пуху»

Релаксация «Сломанная кукла»

Дыхательное упр. «Играем на дудочке»

Массаж биологически активных зон «Считалка для мышки»

Игры на развитие самоконтроля и формирование группового взаимодействия

«Огонь-лед»

«Съедобное-несъедобное»

«Колокольчики»

 

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

16

Приветствие«Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять»

Динамическое упр.»В гости к Вини-Пуху»

Релаксация «Сломанная кукла»

Дыхательное упр. «Играем на дудочке»

Массаж биологически активных зон «Считалка для мышки»

Игра на снятие напряженности, формирование групповой сплоченности «Бумажные мячи»

Игра на развитие слухового восприятия и внимания «Чьи коленки»

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

17

Приветствие «Клубок»

Динамическое упр.»Танец пяти движений»

Релаксация «Покой»

Дыхательное упр. «Пузыри»

Массаж пальцев «Матрешки»

Игра «Воробьи и вороны» — формирование произвольного поведения

Игра «Кидаемся словами»-сплочение группы, снятие напряженности

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

18

Приветствие«Клубок»

Динамическое упр.»Танец пяти движений»

Релаксация «Покой»

Дыхательное упр. «Дыши и думай красиво»

Массаж пальцев «Матрешки»

Игра «Коровы, кошки, собаки»-формирование произвольного поведения

Игра «»Превратись в пластилинчик» — формирование навыков взаимодействия в паре

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

19

Приветствие«Клубок»

Динамическое упр.»Танец пяти движений»

Релаксация «Покой»

Дыхательное упр. «Дыши и думай красиво»

Самомассаж «Солнечный зайчик»

Игра «Тух-тиби-дух» снятие напряженности, агрессивности

Игра «Кого укусил комарик»- формирование самоконтроля

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

20

Приветствие«Клубок»

Динамическое упр.»Танец пяти движений»

Релаксация «Покой»

Дыхательное упр. «Дыши и думай красиво»

Самомассаж «Солнечный зайчик»

Игра «Ну-ка игрушки, поменяйтесь местами»- формирование самоконтроля, произвольного внимания

Игра «Цветок дружбы» — формирование дружеских чувств, групповой сплоченности

Групповая игра «Мы с тобой одна семья»

Обсуждение итогов занятия

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.