Доминантное занятие по слушанию музыки: “Карнавал животных”
Программное содержание:
Формировать умение использовать уподобление звучанию музыки при характеристике музыкального произведения,
Развивать умения характеризовать персонажей произведений при помощи образных слов.
Развивать умение взаимодействовать во время игры со сверстниками, самостоятельно вступать в коллективную деятельность.
Предварительная работа:
На музыкальных занятиях разучиваются песни, хороводы, музыкальные игры.
На занятиях по развитию речи дети знакомятся с понятием прилагательные и существительные
Проводятся беседы на тему «Жители зоопарка», рассматриваются условия обитания животных их повадки и привычки.
Оборудование:
Изображение животных (лев, попугай, куры и петух, черепаха, слон, кенгуру, рыбы, ослик, кукушка, лебедь)
Мяч для игры
Запись музыки К.Сенсанса «Карнавал животных»
Дети входят в зал под музыку и рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель: Дети , сегодня ко мне прилетела сорока и передала послание от жителей зоопарка. Хотите я прочитаю его вам? (ответы детей)
“Дорогие дети, у нас в зоопарке завелись мыши, которые перепутали все наши любимые мелодии и теперь нам очень трудно найти то, что мы раньше с упоением слушали. Помогите нам найти свою мелодию”.
Ребята, поможем животным из зоопарка? (ответы детей)
Музыкальный руководитель показывает детям изображения зверей и стовит по очереди фонограммы из “Карнавала животных”. Дети при помощи уподоблений определяют хороктер звучания музыки и выбирают картинку того животного, которое подходит к изображаемому образу в музыке. После удачного подбора музыки к картинке ,в знак благодарности, каждое животное предлагает детям поиграть.Фонограммы звучат в следующем порядке: Попугай, Куры и Петух, Черепаха, Кенгуру, Ослик, Кукушка.
Попугай предлагает детям потренироваться в красноречии при помощи скороговорок:
Сеня незнайка, а Зина зазнайка
Стоит воз овса, возле воза – овца
Морская волна сильна и вольна.
Тчёт ткач ткани на платки Тане
Водовоз вёз воду из-под водопровода
Все бобрв для своих бобрят добры
Хвалю халву
Клара-краля кралась к Ларе
У Крндрата куртка коротковата
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Примечание: скороговорки можно менять в зависимости от речевых проблем детей.
Куры и Петух. Предлагают детям поиграть в “Бой петухов”.
Условия игры: Соперники встают друг против друга на одной ноге, вторая согнута, руки за спиной. Прыгая на одной ноге, нужно толкнуть плечом противника так, чтобы он опустил на землю вторую ногу.
Игра проводится несколько раз.
Черепаха предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Колпак”
Колпак (1) мой (2) тре (3)- угольный(4).
Треугольный (3,4) мой (2) колпак (1)
А если он не треугольный (3,4),
То это не мой (2) колпак (1).
Выполнение движений:
Произнося слово “Колпак”, правой рукой два раза похлопать по голове.
Произнося слово “мой”, показать на себя (положить руку на грудь).
Произнося слово “тре” показать три пальца
Произнося слово “Угольный”, соединить кончики пальцев вместе изображая колпак.
Пропевается песенка, выполняя движения руками. Затем каждый раз, повторяя песенку и выполняя движения, сначала не произносить слово “крлпак”, затем не произносить слова “мой”, “Тре” и “Угольный”. Закончить игру выполнением движений руками без произношения указанных слов.
Кенгуру предлагает подвижную игру “Обгони мяч”
Условия: дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. За круг выходит водящий. Через 5-6 человек от того места, где он находится, ведущий даёт большой мяч одному из играющих. По сигналу стоящие в кругу начинают быстро передавать друг другу мяч по кругу, а водящий бежит в том же направлении. Он старается, обежав круг, стать на своё место раньше, чем мяч, обойдя круг, вернётся в начальный пункт. Если водящему удаётся обогнать мяч, он встаёт на место начавшего прередавать мяч, а тот становится водящим.
Ослик предлагает детям поиграть в игрй “Китайский ритм”
Каждое следующее движение производится 5 раз:
Стучать по коленям
Хлопать в ладоши
Топать ногами по полу
Смеяться: ха-ха-ха-ха-ха.
Игра проводится с ускорением темпа, чередованием быстрого и медленного темпов.
Кукушка предлагает детям поиграть в игру “Угадай чей голосок”
Условия: дети становятся в круг. Один из них, водящий, идёт в середину круга и закрывает глаза.Ведущий указывает на того, кто будет говорить “скок,скок,скок”. Указанный поднимает руку, чтобы все знали его, кроме водящего. Все дети идут по кругу и поют:
Мы составили все круг,
Повернёмся разом вдруг (с последними словами все поворачиваются вокруг себя)
А как скажем:
“Скок,скок,скок” – эти слова говорит тот, кому заранее предложил ведущий.
Угадай, чей голосок!
Водящий с закрытыми глазами должен отгадать, кто говорил “скок,скок,скок”; если водящий не угадает, то продолжает стоять в середине круга. Если же угадает, то меняется местами с узнанным.
Завершается занятие под музыку “Лебедь”. Дети плавно, как “лебеди” уходят из зала.
Список используемых источников
Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.
Радынова О.П. программа “Музыкальные Шедевры”