Диагностика уровня готовности ребенка, поступающего в 1-й класс

0

Практика показывает, что учителя школ используют различные методики для диагностики уровня развития детей. Эти материалы состоят из трех блоков:

Развитие общеучебных умений и навыков;

Развитие речи и мышления;

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Каждый блок имеет систему вопросов и заданий, выполнение которых оценивается баллами. Во время собеседования ответы учащихся фиксируются в протокол. Собеседование целесообразно проводить в присутствии родителей и начинать с «Анкеты ребенка».

Анкеты ребенка.

Как тебя зовут? Назови имя, отчество и фамилию.

Сколько тебе лет? Когда ты родился (дата)?

С кем ты живешь? Назови членов своей семьи.

Как зовут маму? Кем и где она работает?

Как зовут папу? Кем и где он работает?

Где ты живешь? Назови адрес.

Ходишь ли ты в детский сад?

Занимаешься ли ты в какой – либо секции или кружке?

Чем любишь заниматься дома?

 

Примерное содержание педагогического  обследования ребенка.

Сформированность учебных навыков по развитию речи и готовности к чтению можно проверить следующими вопросами:

1.Знаешь ли ты буквы? Какие?

Умеешь ли ты читать?

Примеры чтения: побукварное, послоговое, словами:

а) чтение слогов – МА, РА, ША, АМ, УС;

б) чтение слов – САША, РАМА, ПИЛОТ, РИСУНКИ, КАРТИНКИ;

в) чтение текста из 2-3 предложений;

г) ответы на вопросы по тексту (2-3 вопроса);

— односложные;

-полные;

д) пересказ текста. 

3. Составление рассказа по сюжетным картинкам?

а) Кого ты видишь на картинке?

б) Что они делают?

в) Что тебе нравится и почему?

4. Умения различать, выделять звуки в словах (дать 10 карточек).

Отложи те карточки, где есть звуки [Ш], [Р], [Л], [Щ]. 

5. Умение классифицировать предметы (посуда, мебель, животные, транспорт, насекомые).

6. Знаешь ли ты стихи? Расскажи.

7. Знаешь ли ты сказки? Расскажи.

2. Математические умения будущего первоклассника включают:

1.Счет прямой и обратный в пределах 10.

2. Сравнение чисел:

а) Какие числа стоят при счете перед числом 5?

б) Какие числа следуют за числом 7?

в) Назови «соседей» числа 7.

г) Какие числа стоят между числами 3 и 6?

3. Решение простейших арифметических задач:

а) 

2  + 3

9 — 1

5 + 2

8 — 2

7 — 2

 

 

б) В корзинке 6 яблок, положи еще 2 яблока. Сколько яблок стало в корзине?

в) В коробке было 6 карандашей, взяли 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?

4. Знание геометрических фигур, цветов.

5. Соотнеси цифру и предметы (имеется набор цифр и предметных картинок).

6. Расположи числа в порядке возрастания. Расположи цифры в порядке убывания.

3. Интеллектуальная готовность ребенка:

1. Развитие мышления.

Понимание причинно-следственных отношений, связанность речи, словарный запас. Установление последовательности картинок и составление рассказа по ним. Используются серии картинок по русским народным сказкам, субтесты Векслера, Кеэса.

2. Понятийное мышление.

Методика «Простые аналогии», «Четвертый лишний», «Сравнение понятий».

Общая осведомленность, словарный запас, звукопроизношение. Беседа, в том числе вопросы Векслера, Й. Ирасека, Венгера.

Диагностика зрительной, слуховой памяти на основе методики А.П. Лурия.

Уровень восприятия при соотнесении формы предметов с заданными образцами. Методика «Эталоны» (О.М. Дьяченко).

Сформированность формально-логических операций. Задачи Пиаже.

Проверку развития мышления можно осуществлять используя следующие методики

Методика «Четвертый лишний».

Цель: исследование категориального мышления, выявление уровня обобщения.

Инструкция: На каждой карточке изображены четыре предмета. Три из них сходны между собой, им можно дать одно название, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет. Скажи, почему он не подходит к остальным и как можно назвать остальные три предмета.

Методика «Простые аналогии».

Цель: диагностика умения устанавливать логические отношения между понятиями.

Инструкция: Закончи предложение:

У коровы – теленок, у лошади — …;

Огурец – овощ, ромашка — …;

Топор рубит, а пила…;

Методика «Сравнение понятий».

Цель: диагностика способности ребенка выявить существенные признаки предметов и явлений.

Инструкция: Скажи, чем похожи…(белка и кошка, молоток и топор, скрипка и пианино и др.)? 

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.