Дети с задержкой психического развития
Исходя из этиологического принципа, выделяют четыре основных варианта задержки психического развития:
1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
1) При задержке психического развития конституционального происхождения (гармонический, дисгармонический, органический, психогенный инфантилизм) инфантильности часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. Инфантилизм в переводе с латинского на русский «младенческий, детский».
Гармонический (простой) инфантилизм в равномерной задержке темпа физического и психического развития. В дошкольном возрасте наблюдается недоразвитие интеллектуальных интересов (повышена отвлекаемость, утомляемость). Возрастная динамика благоприятна. При правильно организованном учебном процессе эти дети быстро догоняют своих сверстников в общем психическом развитии.
Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму, с отдельными патологическими чертами характера (аффективность, возбудимость, конфликтность, эгоцентризм).
Дисгармонический инфантилизм в чистом виде встречается редко. Наиболее распространенный вариант – органический инфантилизм, который развивается вследствие органического повреждения мозга. Как и при простом инфантилизме, есть признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, повышенный интерес к игровой деятельности, но в сочетании с пограничной интеллектуальной недостаточностью, обусловленной нарушением ряда предпосылок интеллектуальной деятельности – внимания, памяти, психической работоспособности (В.В.Ковалев).
Психогенный инфантилизм изучен мало. Рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания (Е.И.Кириченко, К.С.Лебединская). Характерна социальная незрелость личности, которая может проявляться в недоразвитии морально-нравственных установок, ценностных ориентаций, в снижении самоконтроля поведения. Все это способствует формированию девиантного поведения (И.И.Мамайчук).
2) Соматогенная задержка психического развития характеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительными, хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический статус. (Астения – физическая и психическая слабость).
3) Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии развития не исключает патологического характера. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность). В условиях гиперопеки психогенная задержка психического развития проявляется в формировании эгоцентрических установок. А в психотравматических ситуациях или условиях воспитания, где преобладает жестокость либо грубая форма авторитарности, нередко формируется невротическое развитие личности.
4) При задержке психического развития церебрально-органического генеза необходимы срочные психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Причинами этой формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. Иными словами, органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Возрастная динамика психического развития таких детей определяется тяжестью поражения ЦНС и временем возникновения дефекта.
Отличия от умственной отсталости
У детей с инфантилизмом более высокий уровень абстрактного мышления (обобщают предметы по существенным признакам), способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности.
При органическом инфантилизме интеллектуальная недостаточность специфична. На первом плане нарушение предпосылок интеллекта и есть тенденция к сглаживанию (память, внимание, психическая работоспособность, темп и подвижность психических процессов). Возможность самой интеллектуальной деятельности нарушена значительно меньше.
Для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т.е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений.
Важным диагностическим признаком для отграничения от умственной отсталости является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания.