Об авторе

Страна, город:
Беларусь
Баллы: 13,592

* Скачивание материалов доступно только зарегистрированным пользователям.

You are here

CОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [н, н], БУКВЫ Н, н. ПОНЯТИЕ «СЛОГ». ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Н

up
Проголосовали 25 пользователей.

Цели: дать понятие «согласный звук». Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [н], познакомить с буквами Н, н. Ввести понятие «слог». Чтение слогов-слияний с буквой Н. Развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить умению слушать друг друга и учителя.

Оборудование: картинки – барабан, баран, конь, налим; таблица слогов Л. Толстого.

ПЛАН

I. Печатание букв под диктовку: А, а, И, и, О, о, ы, Э, э, У, у.

II. Работа по теме.

1. Знакомство со звуками [н, н'], буквами Н, н.
Фонетическая зарядка.

Как погоняют лошадь? (Но-но-но.) Какой звук знаком в этом слове? [о]. Какой не знаете? [н].

Выделение звука [и] из слова барабан (картинка).
Произнесите слово. Какой последний звук слышите? (Барабан-н-н).

Артикуляция.

Произнесем его еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (Ответы детей.)

Можно ли спеть его? (Нет.)

Легко ли воздух проходит? (Нет. Его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос.)

Звуки, при произнесении которых воздух задерживается, называются согласными.

Произнесите еще раз этот звук [н]. А в слове «конь» (картинка) какой последний звук слышите? Сравните их. Сделайте вывод. ([Н] бывает твердым и мягким.)

Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)

Звуки, при произнесении которых участвует голос, называются звонкими.

Сделайте вывод: что вы узнали о новом звуке? (Он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.)

Игра «Где звук». Определите позицию звука в словах:  нос, санки, низко, пятница, красный, кони, ночь, окна, огонек, носорог.

Придумывание детьми слов с новым звуком. Место его в слове.

Игра«Кто внимательный?».

Запомните слова со звуками [н, н'], которые встретятся вам в рассказе Г. Юдина «Буратиний нос».

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

- Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита, - лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается! Надулся Никита.

-Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

- Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что
был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

а) Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.

б) Называют слова, которые запомнили, со звуками [н, н'].

7. Знакомство с буквами Н, н.

Звуки [н, н'] записываются одной буквой Н, н. 

Показ картинки налим (чтение стихотворения).

Нелегко поймать налима. 

Вот вильнул хвостом, И... мимо,   . Мимо рук и мимо ног. 

Я его поймать не мог!

РАЗНЫЕ НОСЫ

Нос не в свои дела суют. Носами перед сном клюют. Зато один веселый нос Папаша Карло нам принес.

 Я. Аким

Нос сует свой Игорек

То в варенье,

То в медок.

Ой, боюсь я.

Как бы нос

К банке с медом

Не прирос.

Ф. Бобылев

Нам ни к чему такие шутки! 

Кто ночью срезал незабудки? 

На грядке отпечатки ног.  

Наверно, это носорог.

Место буквы в алфавите.

На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки! 

Е. Тарлапан

8. Игра «На что похожа буква Н?».

Там я букву Н найду, 

Где гамак висит в саду. 

В. Степанов

III. Физкультминутка «Ножки».

НОЖКИ

Ножки накрест - опускайся 

И команды дожидайся. 

И когда скажу: «Вставай!» -Им рукой не помогай. 

Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там. 

Что за шум и что за гам?

Хлопаем в ладошки, 

Пусть попляшут ножки, 

Пусть попляшут ножки 

По ровненькой дорожке,

 По ровненькой дорожке... 

Устали наши ножки, 

Устали наши ножки. 

Вот наш дом, 

Где мы живем. 

(Все слова сопровождаются движениями.)

IV. Чтение слогов-слияний.

Гласная буква образует слог, сколько гласных – столько слогов.

V. Печатание букв Н, н, слогов: на, но, ну, ны, ни.

VI. Чтение «Волшебной таблицы» с буквами м, л (Приложение 2).

VII. Игра «Доскажи словечко».

Часовщик, прищурив глаз, А петух с колючим ежиком

Чинит часики для... (нас). Режут сало острым ... (ножиком).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!., (носорог)

VIII Словарь. Нос.

НОС

У Буратино, например, из-за его любопытного носа были одни неприятности. А животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Добывают себе пищу, как дятел, который носом-клювом долбит деревья и вытаскивает оттуда насекомых. Рыба-меч своим страшным носом протыкает рыб. Свинья своим носом, как экскаватором, роет землю, отыскивает корешки. Своим носом-иголочкой комар сосет кровь. Хобот у слона - это и рука, и нос, и... душ в жаркую погоду. Цепляясь своим крючковатым клювом, попугай лазает по веткам. А есть дикие куры, у которых нос- это... термометр!

Им они измеряют температуру песка, в котором закопали яйца.

IX. Штриховка «Чайник»

X. Итог. Что нового узнали?