CОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [н, н], БУКВЫ Н, н. ПОНЯТИЕ «СЛОГ». ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Н

0

Цели: дать понятие «согласный звук». Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [н], познакомить с буквами Н, н. Ввести понятие «слог». Чтение слогов-слияний с буквой Н. Развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить умению слушать друг друга и учителя.

Оборудование: картинки – барабан, баран, конь, налим; таблица слогов Л. Толстого.

ПЛАН

I.Печатание букв под диктовку: А, а, И, и, О, о, ы, Э, э, У, у.

II.Работа по теме.

1.Знакомство со звуками [н, н’], буквами Н, н.
Фонетическая зарядка.

Как погоняют лошадь? (Но-но-но.) Какой звук знаком в этом слове? [о]. Какой не знаете? [н].

Выделение звука [и] из слова барабан (картинка).
Произнесите слово. Какой последний звук слышите? (Барабан-н-н).

Артикуляция.

Произнесем его еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (Ответы детей.)

Можно ли спеть его? (Нет.)

Легко ли воздух проходит? (Нет. Его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос.)

Звуки, при произнесении которых воздух задерживается, называются согласными.

Произнесите еще раз этот звук [н]. А в слове «конь» (картинка) какой последний звук слышите? Сравните их. Сделайте вывод. ([Н] бывает твердым и мягким.)

Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)

Звуки, при произнесении которых участвует голос, называются звонкими.

Сделайте вывод: что вы узнали о новом звуке? (Он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.)

Игра «Где звук». Определите позицию звука в словах:  нос, санки, низко, пятница, красный, кони, ночь, окна, огонек, носорог.

Придумывание детьми слов с новым звуком. Место его в слове.

Игра«Кто внимательный?».

Запомните слова со звуками [н, н’], которые встретятся вам в рассказе Г. Юдина «Буратиний нос».

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он — Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

-Надоело мне этот Буратиний нос делать, — бурчит Никита, — лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается! Надулся Никита.

-Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

-Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что
был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

а)Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.

б)Называют слова, которые запомнили, со звуками [н, н’].

7.Знакомство с буквами Н, н.

Звуки [н, н’] записываются одной буквой Н, н. 

Показ картинки налим (чтение стихотворения).

Нелегко поймать налима. 

Вот вильнул хвостом, И… мимо,   . Мимо рук и мимо ног. 

Я его поймать не мог!

РАЗНЫЕ НОСЫ

Нос не в свои дела суют. Носами перед сном клюют. Зато один веселый нос Папаша Карло нам принес.

 Я. Аким

Нос сует свой Игорек

То в варенье,

То в медок.

Ой, боюсь я.

Как бы нос

К банке с медом

Не прирос.

Ф. Бобылев

Нам ни к чему такие шутки! 

Кто ночью срезал незабудки? 

На грядке отпечатки ног.  

Наверно, это носорог.

Место буквы в алфавите.

На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки! 

Е. Тарлапан

8. Игра «На что похожа буква Н?».

Там я букву Н найду, 

Где гамак висит в саду. 

В. Степанов

III.Физкультминутка «Ножки».

НОЖКИ

Ножки накрест — опускайся 

И команды дожидайся. 

И когда скажу: «Вставай!» -Им рукой не помогай. 

Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там. 

Что за шум и что за гам?

Хлопаем в ладошки, 

Пусть попляшут ножки, 

Пусть попляшут ножки 

По ровненькой дорожке,

 По ровненькой дорожке… 

Устали наши ножки, 

Устали наши ножки. 

Вот наш дом, 

Где мы живем. 

(Все слова сопровождаются движениями.)

IV.Чтение слогов-слияний.

Гласная буква образует слог, сколько гласных – столько слогов.

V.Печатание букв Н, н, слогов: на, но, ну, ны, ни.

VI.Чтение «Волшебной таблицы» с буквами м, л (Приложение 2).

VII.Игра «Доскажи словечко».

Часовщик, прищурив глаз,А петух с колючим ежиком

Чинит часики для… (нас).Режут сало острым … (ножиком).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!., (носорог)

VIII Словарь. Нос.

НОС

У Буратино, например, из-за его любопытного носа были одни неприятности. А животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Добывают себе пищу, как дятел, который носом-клювом долбит деревья и вытаскивает оттуда насекомых. Рыба-меч своим страшным носом протыкает рыб. Свинья своим носом, как экскаватором, роет землю, отыскивает корешки. Своим носом-иголочкой комар сосет кровь. Хобот у слона — это и рука, и нос, и… душ в жаркую погоду. Цепляясь своим крючковатым клювом, попугай лазает по веткам. А есть дикие куры, у которых нос- это… термометр!

Им они измеряют температуру песка, в котором закопали яйца.

IX.Штриховка «Чайник»

X.Итог. Что нового узнали?

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.