БУКВА Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО
I. Чтение с доски.
Коля тетя рад мал мял
Ляля дядя ряд мял мяли
поляна гуляли собирали
ребята красные вкусно
НА ПОЛЯНЕ
Ребята гуляли в лесу. Они пришли на поляну. На полянке красные ягоды. Таня и Коля собирали ягоды. Коляя набрал ягоды в банку. Дети ели ягоды. — Ой, как вкусно!
II. Работа по теме.
1.Фонетическая зарядка.
Какую нужно добавить букву, чтобы УГОЛ превратился в УГОЛЬ?
2.Знакомство с буквой Ь (картинка).
Стихи.
Мягкий знак — хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь.
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
3.Доскажи словечко.
В яме спит зимою длинной,Уж очень вид у них чудной:
Но чуть солнце станет греть,У папы локоны волной,
В путь за медом и малинойА мама ходит стриженой.
Отправляется… (медведь).За что она обижена?
Недаром часто злится На всех мамаша… (львица).
III. Печатание буквы Ь в тетрадях.
Отгадать загадки, записать отгадки в тетрадь.
Трав копытами касаясь,Кто приходит,
Ходит по лесу красавец,Кто уходит —
Ходит смело и легко,Все ее за ручку водят.
Рога раскинув широко.(Дверь)
(Лось)
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки
(Гусь)
IV. Физкультминутка.
Рыбки
Рыбки весело резвятся,Мы сегодня рисовали,
В чистой тепленькой водеНаши пальчики устали.
То сожмутся, разожмутся,Наши пальчики встряхнем.
То зароются в песке.Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
V. Печатание в тетрадях. Чтение с доски.
конихор жар нос – лось
коньхорь жарь мел – мель
гусилини пар тон – тень
гусьлинь парьсом – семь
Лось
Лось ест траву и ветки. Ему нужна и соль. Ребята стали носить соль в лес. Они оставляли соль на камне и пне. Лоси приходили лизать соль.
VI. Чтение сказки Г. Юдяня «Отец и мять».
Запомни слова с Ь на конце, которые встретятся в сказке.
ОТЕЦ И МАТЬ
Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
Спеть?! Спеть?! — спрашивает он.
Спеть! Спеть! — отвечает она.
-Свить?! Свить?! — это он уже про гнездо.
Свить! Свить!
Через некоторое время у них появились птенцы.
-Пять! Пять! — радостно поет отец. — Точь-в-точь! Точь-в-точь!! — это он ее о том, что птенцы на него похожи.
А дети уже пищат,
-Пить! Пить! Есть! Есть!
Принес отец червячка. Спрашивает у матери: -Дать? Дать? А дети хором:
Дать!! Дать!! Дать!! — и ну рвать червячка на части.
Жуть! — говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
Вернуть? — спрашивает отец.
Пусть, пусть… — тихо ответила мать.
VII.Словарь. Осьминог.
ОСЬМИНОГ
В океане живет чудо-юдо, у которого прямо из головы растет восемь ног! Называется оно осьминогом. Залезет осьминог в нору, ноги наружу выставит и унывает- все, что мимо плывет. Поэтому и называют его йоги щупальцами. Они сплошь покрыты присосками. Бели уж присосется осьминог к чему-нибудь, ни за что не оторвешь. Раньше люди думали, что осьминоги нападали на корабли и людей. На самом же деле осьминог пуглив. Стоит только одному из подводных врагов . поближе, как осьминог «выстреливает» в него чернилами. И пока удивленный враг соображает в чернильной воде, что же случилось, осьминог успевает удрать подальше! Он может раскрашивать себя в любой цвет и узор. На песке он желтый, а на газете — полосатый, в белую и черную полоску.
VIII.Штриховка «Осьминог» .
IX. Итог.