Об авторе

Страна, город:
Беларусь
Баллы: 12,373

You are here

Материалы автора

Автоматизация звуков в домашних условиях +  

up
Проголосовали 109 пользователей.

Дорогие родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. 

Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений (удержание статичных поз) +  

up
Проголосовали 165 пользователей.

«Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» — правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим,большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» — держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» — руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» — вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» — пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

Графические работы по развитию мелкой моторики +  

up
Проголосовали 154 пользователя.

1) рисование (одной или двумя руками), раскрашивание рисунков. Начинать обучать рисованию следует с помощью толстых коротких восковых мелков — их размеры и форма как раз подходят к детским пальчикам.

В 12-15 мес. ребенок уже может держать мелок в правильном положении (один конец смотрит вверх, другой — вниз);

от 15 до 18 мес. — сам рисует каракули;

от 18 мес. до 2 лет — рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого;

от 2 до 3 лет — рисует кругообразные, горизонтальные линии, круг, имитируя действия взрослого; копирует изображение круга; держит восковой мелок пальцами;

от 3 до 4 лет — рисует простую картинку, закрашивает отдельные участки бумаги, пользуясь трафаретом; на большом листе бумаги рисует разные линии и формы красками; пририсовывает к незаконченной фигуре человечка руки и ноги; рисует человечка, изображая 3 части тела (мин.);

от 4 до 5 лет — рисует человечков, состоящих не менее, чем из 7 частей; рисует картинки, состоящие не менее, чем из 4 частей; рисует квадрат (сначала  учится   соединять   4   точки);   рисует   в   пространстве   между  двумя параллельными   линиями   (горизонтальными,   вертикальными,   окружностями), расположенными на расстоянии  1  см друг от друга; копирует (через кальку, копирку) линии —горизонтальные, вертикальные, позже окружности; копирует простые буквы алфавита.

Самомассаж рук 1  

up
Проголосовали 183 пользователя.

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

В комплекс входят упражнения 3-х видов:

  • самомассаж тыльной стороны кистей рук,
  • самомассаж ладоней,
  • самомассаж пальцев рук.

Упражнения с предметами по развитию мелкой моторики 1  

up
Проголосовали 178 пользователей.

1) С карандашом (он должен быть шестигранным):

  • катать между ладонями карандаш от подушечек пальцев до основания ладони;
  • катать  карандаш  между  пальцами  обеих  рук  (между указательным правой руки и указательным левой руки и т.д.);
  • катать   карандаш   подушечками   пальцев:   большого   и   указательного (большого и среднего, большого и безымянного) — отдельно правой и левой руки;
  • катать карандаш по столу вперед-назад ладошкой (отдельно каждым пальчиком по очереди);
  • перекладывать карандаш пальцами одной руки и др.

2) Со шнурками, шнурами, нитками, проволокой, пуговицами:

  • шнуровка;
  • завязывание и развязывание узелков, бантиков;
  • плетение косичек и др.;
  • наматывание на катушки, шпульки;
  • обматывание предметов;
  • выкладывание узоров из ниток, шнура и т.п. на фланелеграфе;
  • «рисование» на рамке с гвоздями;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • изготовление браслетов;
  • шитье, вышивание, вязание.

Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений +  

up
Проголосовали 159 пользователей.

«Звонок» — на столе перед детьми настольный звонок — кнопка или ее рисунок. Дети сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» — кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

« Человечек» — указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» — пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» — птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» —имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

«Катаем лодочку» — пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Курочка пьет воду» — локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Веселые маляры» — движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

Тест на развитие графического навыка +  

up
Проголосовали 167 пользователей.

Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших — два маленьких — два больших — два маленьких, и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки.

Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

Оценка результатов теста

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации 1  

up
Проголосовали 196 пользователей.

 

Возраст

Навыки поведения

3-6 месяцев

Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 месяцев

Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1 -2 года

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.

2-3 года

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

3-4 года

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.

4-5 лет

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат, звезду.

5-6 лет

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук +  

up
Проголосовали 176 пользователей.

 

Возраст

Навыки поведения

1 -2 года

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года

Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз.

4-5 лет

Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Использование крупы и семян для развития мелкой моторики +  

up
Проголосовали 180 пользователей.

На занятиях с использованием крупы и семян дети учатся:

  • удерживать семечки, крупу пальцами;
  • делать массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее каждым пальчиком);
  • раскладывать крупу, бобовые в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;
  • угадывать на ощупь,  в каком мешочке лежат семечки,  зерна,  крупа, бобовые;  
  • «Тактильное   домино»   -   на   картонные   карточки   (фанеру) приклеены половинки горошин - правила, как в обычном домино;
  • определять пропущенный элемент  в цепочке, узоре,  выложенном из  крупы, семечек, бобовых, и устанавливать его на это место;
  • выкладывать  геометрические  или растительные  орнаменты по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти;
  • выкладывать  из  зерна,  бобовых,  крупы  фигурки  людей  и  животных,  различные предметы, цифры, буквы, слова;
  • создавать композиции, панно, мозаику с помощью клея, пластилина, крупы и зернобобовых и раскрашивать их красками;
  • считать зерна, семена и бобовые в выложенных детьми буквах, цифрах, словах;
  • рисовать пальцем на подносах, заполненных крупой, прямые, кривые, ломаные линии, завитки, геометрические фигуры, буквы, слова, цифры,  животных;
  • заполнять пластиковые бутылки горохом, фасолью, бобами;
  • вкладывать бобовые в отверстия разной формы и величины.

Страницы

Vulnerability Scanner